Театр на Таганке - Владимир Высоцкий. Встреча с Поэтом
Здравствуйте, друзья. Наверное, читали недавний отзыв о "Калеке из Инишмана". И снова посетили мы Театр на Таганке - Владимир Высоцкий стал объектом нашего интереса в этот раз.
Ты уймись, уймись, тоска, у меня в груди. Это только присказка, сказка - впереди...
Как нам напоминают о Высоцком?
Кино
Сняли не так давно фильм "Спасибо, что живой". Не смотрела, отзывы и рецензии не понравились настолько, что не захотелось заиметь собственного мнения.
Музей
Функционирует Музей Высоцкого на Таганке. Именно "функционирует". Организованный Никитой Высоцким. Писала отзыв о музее, несколько раз были - уходили с гнетущим впечатлением.
Концерт
Ежегодно показывают по телеку концерт "Своя колея", тоже организованный Никитой Владимировичем. Смотрела пару раз. Некоторые исполнители нравятся, некоторые - нет, в зависимости от предпочтений и впечатление соответствующее. Ощущение как и от музея, что сделано для галочки. А то народ не поймет, что не почитает семья такого всеобщего кумира. Ощущение купания в лучах славы еще есть. Но в неблагоприятную картинку всё это складывается. Что делается это потому, что так надо.
Книга
Да, есть ещё книга "Владимир, или прерванный полёт". Когда читала, тошнило. Возмущала непорядочность якобы любящей женщины. По-русски говоря, "вынесен сор из избы". Может, у французов так принято, но у русских, если женщина любит, то она прощает любимого, и по углам о своей боли трепать не станет. Но если можно заработать денег, издав книжку с личным, очень личным, то можно этим личным пожертвовать.
И здесь все напоказ, все коммерционализировано.
Чужие лучше родных. Так бывает... и далеко за примерами ходить не надо, в моей жизни было такое, когда я обрела сразу несколько родных душ, выйдя замуж.
Сказка... Вот его настоящая семья
И Таганка - ярчайший пример справедливости этой поговорки.
Во время спектакля ни на секунду невозможно усомниться, что Высоцкий любим и почитаем в этих стенах. Но почитаем безо всякого официоза, просто, по дружески. А любИм - беззаветно и всецело. Эффект присутствия потрясающий. Мало того, что с Высоцким вступают в диалог, то в одной, то в другой песне, прося: "помоги, Володя!" Еще и фрагменты "Гамлета" читают с его участием. И сами эти фрагменты точно напоминают о месте Поэта Высоцкого в его времени.
Послушайте, как чередуется текст, произносимый актерами, с записью голоса Высоцкого.
Гоним, неугоден, опасен, сумасшедш - всё так и было. И обо всём этом напоминают зрителям. Зрителям, пришедшим через 30 с лишним лет после кончины, напоминают о месте и роли Высоцкого в российской культуре. Напоминают ненавязчиво, мягко, и даже с юмором. Вот это порадовало!
Спектакль, который мог превратиться в ежегодный панегирик, жалкую поминальную мессу, представляет собой как будто встречу друзей. На этой встрече есть место всему - лирическим воспоминаниям и озорным приколам, серьёзным разговором о жизни и предаванию мечтам. Что было, чем сердце успокоится - всё это зритель узнает в ходе спектакля.
Ранние блатные песни перемежаются военными, острые социальные, типа "Милицейского протокола" или "Ой, Вань..." с балладами.
И вообще, песни со стихами, стихи с фрагментами ролей. Зритель становится окутан искусной вязью слов, не дающей ему стряхнуть очарование фраз и вспомнить о времени.
Неужели спектакль длился два часа? Не может быть! Но это так. Я глазам не поверила на выходе из зала, когда увидела циферблат.
Актеры
Некоторые из вышедших на сцену актеров выходили на сцену и тогда, если не вместе с Высоцким, то в одно время.
Большинство - более молодых. Другое уже поколение, и даже поколения. Но исключительно все бережно относятся к памяти Поэта.
Чувствуется теплота и уважение в каждом прочитанном стихотворении, спетой песне. И они очень тонко чувствуют настроение каждого из произведений.
Голос, интонации поющего песни Высоцкого Сергея Трифонова заставляют стыть в жилах кровь, очень точное попадание, аж мороз по шкуре!
И все абсолютно номера в исполнении Дальвина Щербакова очень понравились!
Сценические решения
Именно актерской игрой, умением заворожить зал именно действом при минимуме декораций славился всегда Театр на Таганке - Владимир Высоцкий не исключение.
Громадное полотнище, кажется, сохраненное еще с тех 80-х, когда было решено поставить спектакль в память Поэта, да скрепленные ряды стульев партера зрительного зала.
Они поднимались, опускались, вращались и поворачивались, в зависимости от происходящего на сцене. В какой-то момент, во время исполнения песни: "Очи чёрные" (или "Что за дом притих..."), этот блок давил, прижимал к полу сцены находящихся под ним актёров - "Долго жить впотьмах привыкали мы. Испокону мы в зле да шопоте, Под иконами в черной копоти..."
Вот не знаю, будь он неладен, опять припомнился музей с его нехорошей энергетикой(((
Некоторые песни разыграны сценками.
Приблатненые "В тот вечер" и "Вологда", житейские "Ой, Вань, гляди, какие клоуны...", "Милицейский протокол", "Городской романс".
"Лукоморья больше нет" с дурачившимися словно исподволь актрисами запомнилось больше всего.
Думается, если бы Володя был жив, с удовольствием похохотал бы над ироничным номером, над страдающим Пушкиным и пританцовывающими и повизгивающими девицами.
Театр на Таганке - Владимир Высоцкий - Поэт
Сейчас не так уж много мужества надо, чтобы иметь позицию. Можно шутить над бюрократами и высмеивать жизнеустройство и существующий порядок. Если включить телевизор, можно заметить, что только ленивый не пройдётся по недостаткам.
А во времена Высоцкого? Да, был журнал "Крокодил". Да, был КВН. Но острой сатиры было немного, душевной болью так, как он, никто не делился. И понятно, что иначе он не мог. Правительство ревновало. Не разрешало проводить концерты и съёмки. Даже этот именно спектакль Юрию Любимову не давали ставить.
Казалось бы... Ан нет! Спектакль может спровоцировать беспорядки...
На самом деле, хотя "целевая аудитория" Высоцкого была пестра и велика, если посмотрите кадры хроники, где люди стоят в очереди, чтобы попрощаться с любимым певцом, то увидите, что любовь к нему словно всех облагородила - ни беспорядков, ни беспокойства. Только пустота чувствуется, чувствуется, что эти все люди осиротели. Такое вот свойство гения, наверное, и таланта - делать тех, кто его почитает, уважает лучше, чище, возвышеннее... "Пророка нет в Отечестве своем..." Послушайте слова Юрия Любимова, обращённые к зрителям.
Спектакль создавался на пике горечи утраты и боли потери. И в нем воплощено главное, чего хотел Владимир - чтобы считали его поэтом. Идея пережила почти десятилетие и была воплощена. Немного в другом времени уже, но с тем же настроем. Когда в финале спектакля актеры обращаются к месту, где стоит гитара, понятно, что обращаются они к Высоцкому. Это Его театр, и он помнит его коридорами, гримеркой, подмостками. Его душе, думается, очень уютно и комфортно в этих стенах.
Спектакль заставляет покидать зал с чувством светлой горечи. Горечь от того, что Высоцкий - уже не современник, уже прошлое. А светлой - от того, как именно подано то, чем он жил - песни, стихи, роли. Я выходила из зала со слезами...
Спасибо Вам за такой подробный, эмоциональный отзыв. Казалось бы, как рассказать спектакль, да ещё и спектакль без сюжета, а, вот у Вас получилось! Во время чтения даже создался эффект соприсутствия, что вообще - большая редкость.
И это очень ценно и радостно, что актёрам иного поколения удалось настолько ухватить атмосферу любимовской Таганки, что они органично влились в это действо. Хотелось бы увидеть, а, главное, услышать вживую спектакль.
На нашем сайте сегодня также появилась небольшая статья, посвящённая творчеству Владимира Семёновича: https://arnamicinform.ru/istoriya-i-kultura/kak-znakomitsya-s-tvorchestvom-vysotskogo/
Спасибо, Ирина. Удивительно было читать от зрителей, пришедших на этот спектакль именно 25 января, в День рождения Владимира Семеновича, негативные отзывы. Был проведен эксперимент с рассадкой не в зрительном зале, а за столиками, со стопочками с водочкой. Подтвердилась справедливость наблюдения «лучшее — враг хорошего». Многим зрителям не понравилось. Да и некоторые актеры отказались участвовать… Классическая постановка, о которой я писала, все-таки лучше и естественнее.
А статью Вашу прочла. Трогательно написано, прямо приступ ностальгии вызывает, созвучные ощущения)))
Сейчас возвращаюсь с этого спектакля. И хочу присоединиться к такому подробному и душевному отзыву. Два часа пролетели как пять минут. И по степени душевности и русской тоски, которая так прочно связана в русской душе с песнями Владимира Семёновича, ему нет равных.
Спасибо за то, что читаете нас. Рады, что наши впечатления от спектакля совпали.