Кафедральный собор Святого Павла (Mdina Cathedral) и Соборный музей на Мальте
В прошлой статье мы заглядывали в Музей рыцарей Мальты, расположенный в старой столице страны - Мдине. Продолжая прогулку по Мдине, зайдём сегодня в Кафедральный собор Святого Павла.
Но зайти просто так туда не получится. Надо купить билет в здании напротив - в Музее Собора.
Плата символическая - 5 евро с человека, по этому билету осматриваем и экспонаты музея, и великолепные внутренности Собора.
С экспонатов музея и начнём.
Экспозиции The Cathedral Museum
Музей Кафедрального собора расположился в барочном дворце постройки 1733-1742 годов по проекту Андреа Белли. Правда, в те годы во дворце была семинария. В прилегающих к семинарии зданиях экспозиции музея разместились с 1898 года. И только в 1969 году она была перенесена в это здание на Архиепископской площади. В залах это не особенно заметно. Но лестница впечатляет.
Также, как и внутренний дворик. Восхитительный вид открывается с галереи второго этажа.
Начнём осмотр с первого этажа.
Серебро
Первые залы ошеломили коллекцией серебра. Выставлены серебряные изделия не так давно. 18 ноября 2008 года обширная коллекция старинного серебра, накопленного бывшим спикером Джимми Фаррудья, была подарена Музею Собора.
И ладно бы - обычные предметы - рамочки, подсвечники ожидаемых размеров.
Но есть вазоны и кувшины потрясающих воображение объёмов. Специально сделала такое фото для сравнения.
Коллекция серебра многообразна и разнопланова.
Есть почти миниатюрные изящные поделки - пряжечки, брошечки, заколки.
Есть такие предметы, которых не видела раньше. В середине - увеличительное стекло в серебряной оправе периода 1680-1690 гг. Возле некоторых витрин есть таблички с именем дарителя.
Эти серебряные комнаты ранее использовались для сохранения архивов, теперь знакомят посетителей с предметами сокровищниц кафедрального собора и сокровищ церкви Святого Духа Валлетты.
Если подумаете, что та громадная чаша - наибольший экспонат из серебра, ошибётесь. В одном из залов выставлены 15 серебряных статуй почти в полный рост. Выполнены они серебряных дел романским мастером Антонио Арриджи (Antonio Arrighi) с 1741 по 1743 годы для Собора Святого Иоанна в Валетте. В этой "компании" 12 апостолов, Дева Мария, Святой Павел - самый почитаемый святой на Мальте, пожалуй, и Иоанн Креститель.
Чудом эти статуи сохранились - после того, как Мальта была отдана французам, те конфисковали все сокровища Ордена Иоаннитов. Статуи могли переплавить, чтобы расплатиться с солдатами! Только благодаря епископу Винченцо Лабини, выкупившему эти статуи и другие серебряные произведения искусства, мы имеем возможность лицезреть их.
Дерево
За чередой "серебряных" залов следуют "деревянные".
Представлены бытовые предметы абсолютно разного назначения - от, скажем, обычного стула до "канделябрума" с 15-ю бронзовыми подсвечниками.
Не очень поняла функциональное назначение этих миниатюр, но выглядят они завораживающе. Похоже на детские игрушки.
Интересные часы...
Резной герб с девизом "ILKOLL AHWA FI KRISTU" - "Мы все братья во Христе".
В основе музейной коллекции - собрание графа Саверио Маркезе, ценящего и собирающего художественные шедевры, и археологические артефакты и завещавшего их собору Мдины.
Какие-то сохранились лучше, какие-то - хуже, но всё равно производят впечатление.
Плюс, в музее уже хранился богатый церковный архив, состоящий из произведений искусства, которые раньше размещались в храме - монеты, кареты архиепископов, столовое серебро, мальтийские награды.
Выставлено на обозрение даже такое старенькое фано.
Особняком размещается зал с экспонатами и фрагментами биографии архиепископа Михаила Гонзи.
Он внёс огромный вклад в дело сохранения реликвий и создания коллекции музыкальных манускриптов.
Наверное, как и любой уважающий себя музей, Соборный проделал огромную работу по оцифровке экспонатов, созданию их электронных образов. Что-то было отсканировано, что-то - микрофильмировано. И многое - отреставрировано. Были восстановлены многочисленные хрупкие рукописи и многие старые мастерские рисунки и гравюры.
Живопись
Помещения второго этажа Соборного музея отданы под коллекции икон и картин.
Мы не задавались целью идентифицировать каждую. Просто наслаждались, переходя от картины к картине.
Первые несколько залов посвящены религиозной тематике - здесь изображения святых, апостолов, библейские сюжеты.
Петра и Павла грех не узнать. Они расположены по сторонам от входа справа и слева, странное чувство - как будто ты у ворот рая.
Именно здесь размещаются великолепные работы Альбрехта Дюрера (Albrecht Duhrer), в частности, алтарный триптих.
Богородицы кисти разных художников. Некоторые - с младенцем Христом и Иоанном Крестителем.
Компания апостолов, написанная в XV веке Сальво Д`Антонио.
Полиптих, изображающих особ, связанных со Святым Павлом, от Luis Borassa.
Похоже на "жития святых". Изображены целеполагающие фрагменты жизни Святого Павла, в том числе, и кораблекрушение, имеющее громадное значение для Мальты.
Аналогичный полиптих с Мадонной. От момента принесения благой вести до "Пьеты".
В Соборном музее открыт зал Джона А. Коуши с коллекцией работ.
"Apollo flaying Marsyas" - кровожадненькая такая картина.
И ещё много-много разных полотен.
В конце зала - дарохранительница руки Бенвенуто Челлини.
В галерее мне понравилось. Есть неожиданные и необычные работы, хочется подольше постоять посмотреть, но день не резиновый, надо идти дальше.
А дальше нас ждало знакомство с внутренним убранством Собора. Не покривлю душой, скажу, что оно впечатлило!
Кафедральный собор Святого Павла. История местонахождения и строительства
На этом самом месте находились апартаменты римского губернатора Публия. В 60 г. н.э. святой Павел - да, именно апостол Павел - терпит крушение у берегов Мальты. Спасшись после кораблекрушения, он начал заниматься прямыми апостольскими обязанностями - обращать живущий здесь народ в христианскую веру. И людей обратил немало, и упомянутого Публия. Сначала излечил его отца от мучительной болезни, потом просветил самого, да так, что тот настолько проникся учением Христа, что вроде как даже стал первым епископом Мальты. Цитата из "Деяний апостолов":
Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы...
На этом месте отстроили потом церковь, сначала, в XII веке, маленькую и скромную, а в годы правления Роджера Нормандского в начале XV века - величественную, основательную.
Страшной силы землетрясение 1693 года смело юго-восток Сицилии и Мальту, разрушило вроде бы на столетия построенный храм, оставив уцелевшим только часть придела с картиной Маттиа Прети "Обращение святого Павла" (или "Кораблекрушение Святого Павла", в разных источниках по разному). Примечательно - при разборке фундамента разрушенного храма обнаружили клад с монетами, его хватило на строительство нового.
Архитектор Лоренцо Гафа возглавил строительство нового собора, возведя его в барочном стиле (1697-1702 гг.). Две башни, с циферблатом на каждой, узнаваемы настолько, что Кафедральный собор Святого Павла - четвёртая по счёту постройка, возведённая на этом месте, является визитной карточкой Мдины. Одни часы отсчитывают часы и минуты, другие - дни и недели.
Кафедральный собор Святого Павла внутри
Собор настолько красив внутри, что запросто можно забыть, как дышать, зайдя в него.
Я так просто уселась на стульчик и впитывала в себя это великолепие. Удивительная атмосфера здесь - чувствуешь себя будто в другой эпохе – разноцветный мрамор, древние фрески и скромные мозаики, роскошный алтарь и резные окна...
Думается мне, что это и есть настоящее мальтийское барокко. Собор несказанно хорош как снаружи, так и изнутри.
Да, я читала, что пол соборов на Мальте состоит из надгробных плит. Здесь захоронены знатные иоанниты - рыцари Мальтийского Ордена. Когда смотришь под ноги и представляешь, что под тобой человеческие кости, когда-то бывшие отважными бесстрашными (надеюсь) воинами - аж мороз по шкуре! Можно долго разглядывать изображённые на камне семейные девизы, гербы, посмертные эпитафии.
Купола собора украшали несколько раз. Эти фрески сделаны во время реставрации 1950-х годов.
Все апсиды собора украшены фресками.
Сохранилось изображение Девы Марии, держащей маленького Иисуса, XV века.
В других апсидах - картины кораблекрушения Святого Павла, обновленные мастерами в XVIII и XIX веках.
На витражи не сразу обращаешь внимание - столько всего интересного на полу и на стенах.
А они, хоть и скромные, не такие, как в католических храмах, но есть.
Бродя по собору, забрели в какие-то как будто служебные помещения. Никто и слова не сказал.
Беглый взгляд напоследок на такие разные элементы собора...
Это было очень правильное посещение, думаю. Пусть нам не хватило времени на осмотр пары-тройки достопримечательностей Мдины, но Кафедральный собор Святого Павла с Соборным музеем - must see.
Cобор и музей открыты с понедельника по пятницу с 9:30 до 17:00, в субботу — с 9:30 до 15:30, воскресенье и в дни официальных праздников там выходные. Цена вопроса, в смысле, билета, 5 евро.
Если заинтересовал Кафедральный собор Святого Павла и захотите углубиться в историю и содержание - сайт вам в руки.