Поход в Мальтийский авиационный музей (Malta Aviation Museum)

Мы привыкли каждое предстоящее путешествие планировать, когда и где побывать, что посмотреть, как добраться. Естественно, этот план, как говорится у классика, «не догма, а руководство к действию». В него могут оперативно вноситься изменения в зависимости от конкретных ситуаций. Вот и в этот раз, во время нашего пребывания на Мальте, по пути в Мдину, решили сделать остановку и осмотреть Авиационный музей Мальты (Malta Aviation Museum). Решение было принято буквально «на ходу», вернее, в автобусе, который должен был нас довезти до старой столицы этого острова-государства. Честно говоря, поездка общественным транспортом из Сан-Джулианса в Мдину оказалась очень длинной, и, увидев потенциально интересную достопримечательность, были рады выйти, наконец, из автобуса. Забегая в конец поездки, скажу, что поездка обратно на такси оказалась мало чем быстрее, но значительно дороже – 30 евро вместо 3 за двоих.

История Malta Aviation Museum

Авиационный музей Мальты сравнительно новый. Организован он был 1994-м году. Цель благая – сохранение, восстановление и выставление на всеобщее обозрение интересных экземпляров авиационной техники, оборудования, документов. Это рассказ об истории Мальты и, в частности, всего, что связывает эту страну с авиацией. Все экспонаты располагаются в трех ангарах:

  • Romney Exhibition Hangar – самый первый, в нем же билетная касса, кафетерий и сувенирный магазинчик.
  • Air Battle of Malta Memorial Hangar – был открыт в сентябре 2005 года.
  • Main Exhibition Hangar – открылся в 2011-м году, опять-таки в сентябре.

Авиационный музей Мальты

Располагается Авиационный музей Мальты вполне символично – на месте бывшего военного аэродрома, RAF Ta’Qali (другие названия – RAF Ta’qali, Taqali, Takali или Ta Kali), очертания которого до сих пор угадываются, если посмотреть на спутниковый снимок. Этот аэродром был построен незадолго до 2-й мировой войны и располагается на дне древнего давно высохшего озера. Здесь также была размещена радиолокационная станция

Ландшафт имеет небольшой уклон с северо-востока на юго-запад. На аэродроме были 4 взлетно-посадочные полосы:

  • С Севера на Юг – длиной около 777 метров (2550 футов).
  • С Востока на Запад – длиной чуть более километра (3300 футов).
  • С Северо-Востока на Юго-Запад – длиной около 777 метров (2550 футов).
  • С Северо-Запада на Юго-Восток – длиной около 900 метров (2940 футов).

В 1941-м году длина последней полосы была увеличена до 1100 метров (3600 футов), правда, ее ширина так и осталась самой маленькой, около 14 метров (45 футов) против 27.5 у трех других.

Первоначально аэродром использовался для гражданских нужд. Время от времени принимать и отправлять самолеты становилось невозможным. Это объяснялось тем, что ВПП были травяными, и во время дождей становились непригодными для использования.

С 8-го ноября 1940-го года аэродром превратился в базу для военной авиации Великобритании, где размещалась сначала 261-я эскадрилья, а в мае 1941-го ее заменила 249-я эскадрилья. За время боевых действий было сбито более 1000 вражеских самолетов.

После войны аэродром оставался военным, и в 1956-м году, во время кризиса из-за Суэцкого канала, аэродром широко использовался в рамках операции «Мушкетер». После этого Ta’Qali был преобразован в тренировочную базу для экипажей истребителей и бомбардировщиков.

В 1963-м году аэродром был передан правительству Мальты, а в 1968 закрыт. На территории был открыт национальный парк, а естественный амфитеатр использовался для проведения различных концертов. В частности, тут выступали Deep Purple, Iron Maiden, Status Quo, Демис Русос и многие другие.

Расположенная рядом деревня ремесел, парковая зона стали привлекательным местом для туристов. Неудивительно, что здесь же открылся и Авиационный музей Мальты. Кстати, в 2011-м году с помощью музея была приведена в порядок часть Северо-Западной ВПП, и спустя более чем 40 лет на ней опять приземлился самолет. Это был тренировочный биплан Tiger Moth.

Прогулка по Malta Aviation Museum

Ну что ж, если билеты куплены, то пора отправляться осматривать музей.

Romney Exhibition Hangar

Это первый ангар, в котором вы окажетесь. Тут расположена касса, и тут же сразу можно начать осмотр.

De Havilland Vampire T 11 WZ550

Экспонат, который сразу бросается в глаза — De Havilland Vampire T 11 WZ550. Этот реактивный истребитель был второй моделью самолетов с таким типом двигательной установки, поступившей в королевские ВВС Великобритании.

 

De Havilland Vampire T 11 WZ550
В войне «Вампир» поучаствовать не успел, т. к. появился в войсках только в 1946 году.

Первым был двухмоторный Gloster Meteor F.Mk.4 (в коллекции музея он тоже есть, но в момент нашего посещения он был на реставрации), который совершал боевые вылеты, начиная с июля 1944 года. В отличие от него, De Havilland Vampire использует только один двигатель, но имеет двухбалочную компоновку, т. е. сдвоенное хвостовое оперение.

Hawker Sea Hawk FGA.6 WV826

Сразу за ним не менее интересный самолет – Hawker Sea Hawk FGA.6 WV826, палубный истребитель-бомбардировщик. Он раскрашен в цвета, использовавшиеся во время кризиса вокруг Суэцкого канала, где такие самолеты активно использовались. 6 эскадрилий Sea Hawk размещались на авианосцах «Eagle», «Albion» и «Bulwark».По стенам расставлены образцы авиационных двигателей, обмундирование, оборудование, модели.

Авиационный музей Мальты

Есть даже вот такой тренажер для пилотов для отработки навыков полета по приборам, использовавшийся в 30-е годы прошлого века. Сейчас он выглядит, может, и забавно, но для своего времени это была высокотехнологичная разработка. Насколько я могу понять (на сайте музея это не указано), данная модель тренажера называлась ANT-18 (Army Navy Trainer model 18). Другие его названия – «Blue box» и «Pilot Trainer».

Спроектирован тренажер американцем Эдвином Линком (Edwin Link), и имитировал работу приборов, управление самолетом при помощи замысловатой конструкции с обилием клапанов, рычагов, стержней и т. п. Все это устанавливалось на поворотный стол, вращающийся в зависимости от воздействия курсанта на рычаги управления. Для имитации кренов, тангажа и проч. имелось 4 пневматических сильфона.

Впрочем, комплектация тренажера могла быть разной. В данном случае это, так сказать, базовая комплектация. Самой навороченной было версия с 10-ю сильфонами, двумя коленчатыми валами, шестернями и проч. Это позволяло имитировать рысканье самолета и многое другое.

Кстати, тут есть расхождения в написании имени разработчика этого тренажера. Часто указывают, что его автором был Эдвард Линк. В других источниках указывается Эдвин Линк. Возможно, и то и другое – разные написания одного и того же имени, не могу сказать точно.

Часть ангара выглядит как склад запчастей, и одновременно как мастерская. Авиационный музей Мальты работы над восстановлением техники продолжает постоянно.

Air Battle of Malta Memorial Hangar

Здесь представлены самолеты, образцы вооружения, транспортные средства времен Второй мировой войны. Сначала скажу о том, чего на момент нашего посещения там не было.

Это биплан Fairey Swordfish HS491, который находится на реставрации, вернее, на восстановлении. По своему назначению – это торпедоносец-бомбардировщик. На Мальте было 24 «Авоськи» (Stringbag) — такое прозвище носил этот самолет. Fairey Swordfish также входили в состав эскадрилий, базировавшихся на авианосцах.

Выглядит он архаично даже для начала 40-х годов. Так и есть, но боевой путь у этого самолета оказался ярким. Достаточно упомянуть участие в атаке на корабли итальянского флота в бухте Таранто, когда были сильно повреждены 2 крейсера, 2 эсминца и 3 линкора, причем 2 из них, «Литторио» и «Конте ди Кавур», были затоплены.

Ну и конечно же нельзя не сказать про результативную атаку на линкор «Бисмарк», во время которой корабль получил критические повреждения, был выведен из строя и потоплен на следующий день кораблями британского ВМФ. Хорошо проявил себя Fairey Swordfish HS491 в качестве охотника за подлодками и при охране морских конвоев.

Часто применялся для ночных полетов. Как тут удержаться от аналогий с нашим У-2? Указывается, что, начиная с 1940-го года, на счету «Меч-рыбы», как переводится «Fairey Swordfish», потоплено кораблей водоизмещением более полутора миллионов тонн.

Самолет очень редкий, известно всего о нескольких сохранившихся экземплярах. Один из них как раз и восстанавливается на Мальте и появится среди экспонатов.

Авиационный музей Мальты

Если честно, увидеть его можно и сейчас, в главном ангаре (Main Exhibition Hangar), но выглядит он сейчас так.

В общем, догадаться, что это легендарный самолет, пока что сложно. Хотелось бы, чтобы восстановление было закончено побыстрее.

Hawker Hurricane MkIIA Z3055

В ангаре стоит истребитель Hawker Hurricane MkIIA Z3055. Таких летом 1941-го было поставлено на мальту 42 штуки. У данного экземпляра интересная история. 4-го июля 1941-го года, вскоре после взлета, он упал в море. Скорее всего, отказал мотор.

Только в 1993-м году он был обнаружен дайвером Дэвидом Шремби (David Schrembi) недалеко от побережья на глубине 40 метров. 19 сентября 1995-го года самолет был поднят со дна моря. Реставрация началась в 1999-м, в 2000-м началось восстановление двигателя. Работы были завершены в 2005-м к открытию Air Battle of Malta Memorial Hangar, где он и стоит по сегодняшний день.

Supermarine Spitfire MkIX EN199

Supermarine Spitfire MkIX EN199

Другой интересный экспонат – истребитель Supermarine Spitfire MkIX EN199. Весьма известный самолет, в том числе и в СССР, куда он поставлялся по ленд-лизу. В музее представлена самая массовая модификация – MkIX.В этом же ангаре есть несколько зенитных пушек, автомобили, другой транспорт.

Main Exhibition Hangar

Самый большой ангар, своего рода, основная экспозиция.

Douglas DC-3/C-47 Dakota

Сразу бросается в глаза крупный транспортный Douglas DC-3/C-47 Dakota. Музей владеет двумя такими самолетами. Один из них выставлен в главном ангаре. Данный экземпляр эксплуатировался более 15 лет, прежде чем в 2005-м году попал на Мальту. Он хорошо сохранился внутри, но вот снаружи требуется покраска и небольшой косметический ремонт.

Le Pou du Ciel H.M.14

Под крылом этого гиганта умещается совсем маленький Le Pou du Ciel H.M.14. Это современная реплика «летающей блохи» (так переводится с французского Pou du ciel), построенной конструктором-любителем Анри Минье в начале 30-х годов. В данном случае, вместо оригинального мотоциклетного мотора Aubier et Dunne установлен мотор от Citroen 2CV.

Gloster Meteor NF14T WS774

В главном ангаре стоит ночной истребитель Gloster Meteor NF14T WS774. Ранее мы говорили про первый британский реактивный самолет. Так вот, это не он, это уже более поздняя модель. Таких Глостеров было построено около 100 штук, но сохранилось всего несколько. В мальтийском музее он появился в 2006-м году.Есть в музее и еще один Gloster Meteor, модель F8 WF714. Сам Gloster требует приведения в порядок. Ему как минимум требуется покраска.

Есть и еще целый ряд экспонатов, заслуживающих внимания. Это и истребитель Fiat G91R, и Cessna L-19E Bird Dog EI-2.

North American Texan T6G

North American Texan T6G

Стоит тут и двухместный тренировочный самолет North American Texan T6G. На него интересно посмотреть еще и потому, что часть обшивки снята и можно увидеть причудливое переплетение трубопроводов, тросов, проводов, рычагов.

Авиационный музей Мальты. Вертолеты

Количество винтокрылых машин в музее невелико, но посмотреть есть на что.

Bell UH-1 «Iroquois»

В первую очередь – это многоцелевой вертолет Bell UH-1 «Iroquois», он же «Хьюи» (Huey). В главном ангаре стоит корпус без двух дверей, мотора и некоторых других частей. Согласно расследованию сотрудников музея, этот экземпляр принимал участие в войне во Вьетнаме. Предполагается, что он также был задействован в первой войне в заливе, после чего состоял на службе в США в национальной гвардии.Определенно можно сказать, что он снимался в кино, в таких фильмах, как «World War Z» («Война миров Z»), в спилберговском «Мюнхене», в «Tropic Thunder» («Солдаты неудачи»).

Agusta Bell 47G-2 AS7201

Еще один геликоптер — Agusta Bell 47G-2 AS7201. Двухместная машина, обычно использовавшаяся для патрулирования прибрежной зоны, доставки почты, срочной транспортировки пассажиров, для фотографирования и т. п.Автожир Autogiro (Rotocraft), которому без малого скоро уже 100 лет.

Авиационный музей Мальты. Автотранспорт

Хотя для любого самолета главное – это небо, но для того, чтобы он мог взлететь, на земле его нужно обслуживать: заправлять, ремонтировать, буксировать и т. п. Без вспомогательных средств, механизмов не обойтись. Авиационный музей Мальты представляет несколько механизмов.

Bedford QL-D Tanker

Bedford QL-D Tanker – топливозаправщик, работавший на Мальте в годы войны. Экземпляр в хорошем состоянии.

David Brown Aircraft Tractor

Занятный трактор David Brown Aircraft Tractor, использовавшийся в качестве буксира. Изготовлен на базе модели, применявшейся в сельском хозяйстве. В движение приводится дизельным двигателем, способен тащить за собой груз до 30 тонн.Такие буксировщики использовались на мальте до 50-х годов прошло века. После чего их утилизировали. Пара экземпляров, а также куча запчастей были в буквальном смысле найдены на свалке и один был доведен до рабочего состояния. Его можно видеть в музее.

David Brown Aircraft Tractor

О том, что он действительно способен функционировать, говорит бросающийся в глаза неаутентичный современный аккумулятор Varta. Да и свежие потеки масла на блоке цилиндров тоже результат того, что старичок вполне еще жив. Кстати, он действительно время от времени используется по прямому назначению в случае необходимости – в качестве буксира.

Trattorino Aero Portuale

Trattorino Aero Portuale – еще один маленький буксировщик аэродромного оборудования. Использовался в итальянской армии.

Авиационный музей Мальты

Standard Ensign Estate Staff Car – как следует из названия, автомобиль использовался для перевозки персонала. Требует небольшого косметического ремонта. Данная модель была популярна в армии, в полиции. Возможно из-за того, что одно из значений английского слова «ensign» это «прапор».Авиационный музей Мальты

Austin Utility «Tilly» – хорошо сохранившийся экземпляр небольшого грузовичка, сделанного из гражданской модели Austin 10 Saloon. Двигатель был форсирован, установлены внедорожные шины, увеличен топливный бак.

Есть среди экспонатов и прицепы (аккумуляторные, компрессоры и т. п.), мотоциклы, другое аэродромное оборудование.

Заключение. Авиационный музей Мальты – не проезжайте мимо

Музей небольшой, и много времени на осмотр не уйдет. Да и стоимость билета вполне гуманна – 7 евро на взрослого и 2 евро на ребенка. Музей полностью оправдывает эту цену. Радует, что представленная техника ремонтируется, обновляется, поддерживается в хорошем состоянии. Некоторые экземпляры выглядят непрезентабельно, но это значит, что они в очереди на реставрацию.

Добраться до музея можно на автобусах следующих маршрутов:

  • № 56 из Валетты.
  • № 186, следующий из Bugibba в Rabat.
  • № 202, следующий из Sliema и St. Julian’s.

Остановка называется «Стадион». Тут действительно поблизости расположено это спортивное сооружение.

Авиационный музей Мальты работает ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме Страстной Пятницы, Пасхального воскресенья, 15 августа, Рождества и Нового года. Перед посещением лучше ознакомиться с актуальной информацией на официальном сайте. Если занесет на Мальту и будете находиться поблизости, то не поленитесь и посетите музей. Он стОит посещения.

Интересных путешествий и запоминающихся впечатлений!

Возможно Вам будет это интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

.