Музей Высоцкого. "Нет, и в церкви всё не так, всё не так, как надо"
Здравствуйте, друзья. С вами - Ирина. Наверное, есть люди, которые не слышали о Владимире Высоцком.
Или слышали, но равнодушны к его творчеству. Наверное, все люди разные.
Те чувства, которые я испытываю по отношению к нему, мне трудно описать словами.
Зная, что есть на Таганке Музей Высоцкого, захотела его посетить, чтобы подойти поближе, ощутить энергетику его. Что могу сказать в итоге - процитирую слова из песни "Сон", вынесенные в заголовок отзыва. "И в церкви всё не так, всё не так, как надо..." В смысле, в Музее.
Ничего плохого не могу сказать о местонахождении Музея, или, как он правильно называется, "Дома Высоцкого на Таганке", или нет, даже "Государственного культурного центра - музея В.С.Высоцкого". Несмотря на то, что Высоцкий здесь не жил, как я вначале предположила, он служил в театре недалеко от этого места, и этот дом, по слухам, попал в его стихи:
"Что за дом притих, погружен во мрак,
На семи лихих продувных ветрах,
Всеми окнами обратясь во мрак,
А воротами - на проезжий тракт"
Допустим, что это действительно тот дом. Считается, что "дом, двор, тупик, обрыв – образ той Москвы, которую он заметил и описал, образ его песен".
Пусть так. Давайте сначала пройдёмся по музею. Потом скажу, почему поместила статью именно в раздел "Наболело".
На подходе к музею прошли будку теплосети с разукрашенной стеной.
Ходили мы в музей два раза. Первый - в "ночь музеев" в 2013 году. Второй - в 2015. Вроде бы всё прилично. Холл, гардероб, портреты...
Касса. Вам предложат здесь билеты не только на постоянные экспозиции, но и на временные выставки. Можете купить постеры, диски, пластинки и книги Высоцкого и о Высоцком.
Предложат билеты на спектакли, которые здесь дают.
Возможно, предложат пройти по залам музея с экскурсоводом. Я не расстроилась, что нам не предложили. Цены на экскурсионную группу взяты с официального сайта. Где же нам набрать группу, когда нас "раз-два, и обчёлся"?
Единственное, чего нельзя купить в кассе - это привычного разрешения на фотосъёмку.
Подозреваю, что это противоречит российскому законодательству, но так уж повелось, что в музеях и на выставках либо можно фотографировать без ограничений (как в Музее Москвы), либо за фотосъёмку надо заплатить.
Неожиданно было встретить иной вариант - фотографировать нельзя СОВСЕМ.
Есть буфет в музее. Оба раза не работал. Да и по отзывам других посетителей, часто именно так и бывает. Да и Бог с ним, не есть же, в конце концов, сюда пришли. А приобщиться.
Пройдём по залам. То, что можно посмотреть, то, что относится к жизни и творчеству Владимира Семёновича, расположено в трёх залах.
Музей Высоцкого. Зал первый - "Я весь в свету…"
Здесь - путь его в театре и кино с самых первых шагов.
Диплом, документы, фотографии кинопроб и фрагментов спектаклей, сценарии...
Документы интересные. Рукописи. Их столько много, что не успеваешь прочесть все.
Есть здесь закоулок со сценическими костюмами из спектаклей Театра на Таганке, из кинофильма "Место встречи изменить нельзя" есть пиджак Глеба Жеглова.
Да, ещё: в музее работает приложение izitravel, я упоминала его в отзыве про Бородинскую панораму. Очень удобно.
Вениамин Смехов, по-моему, читает текст, рассказывает о ярких моментах в жизни Владимира Семеновича, об интересных эпизодах во время его 16-летней работы в театре, об общении с Любимовым и коллегами.
Музей Высоцкого. Зал второй - "Своя колея"
Здесь собраны экспонаты о семье и друзьях Владимира Высоцкого. Володя совсем маленький, Володя - школьник, Володя в Германии у отца.
Поразительное сходство с отцом!
Жаль, что не могу привести в доказательство фотографии.
Примечательно, что всю жизнь, с самых малых лет, он уложил в строфы стихов и в строки песен.
И "на 38 комнаток всего одна уборная" - не аллегория. Это была жизнь. "И плевал я, здоровый трёхлетка, на воздушную эту тревогу" - тоже...
На нескольких стендах - история любви к Марине Влади.
Открытки, письма, фотографии, анкеты на визу во Францию, характеристика Высоцкого с места работы для получения визы.
Материалы о встречах, о поездках... Живые свидетели его жизни...
Позабавил стенд с письмами слушателей любимому поэту: "нас, учеников 5 "Б" класса беспокоит Ваше отношение к алкоголю".
И тому подобные, на сегодняшний день смешные, строки из обращений.
В этом же зале в другой комнате - мебель и камин, иллюстрирующие обстановку дачи Высоцкого в ДСК "Советский писатель" на Красной Пахре.
Рядом - стенд с многочисленными изданиями пластинок, бобин и кассет с голосом Высоцкого.
И средство воспроизведения - катушечный магнитофон.
Музей Высоцкого. Зал третий
В этом зале экспозиции воссоздан кабинет Высоцкого из квартиры на Малой Грузинской улице.
Говорят, все предметы - подлинные. Это именно тот стол, за которым он работал, и именно тот диван, на котором он умер.
Потрясающей красоты резное кресло.
Обычно в эту комнату заводят группами, рассказывают о последних моментах жизни поэта.
Не знаю, как сюда попадают люди с ограниченными физическими возможностями - лифта я не заметила, а лестница слишком крутая.
Спускаясь, полюбовалась видом в московский дворик, не совсем старый, но и не современный. Как раз того времени примерно.
На лестнице - громадная фотография, кадр из одного из самых любимых зрителями фильмов с участием Высоцкого.
Музей Высоцкого. Что не так?
Вот вроде и всё. Почему же я второй раз осталась не удовлетворена походом в музей Высоцкого.
1. Цитата с официального сайта: "научные сотрудники Центра видят свою главную задачу в сохранении творческого наследия поэта и актера В.С.Высоцкого". Сохранение творческого наследия - задача благая. Но зачем же воспринимать так буквально? Смотрительницы залов ведут себя, извините за сравнение, как цепные псы.
- Ходят за каждым посетителем, словно заранее подозревая его в чём-то антиобщественном.
- Не дают прослушивать на телефоне файлы упомянутого приложения izitravel, делая замечания, что надо убрать телефон. Страшно вращая глазами и вещая театральным шёпотом "здесь запрещается!"
- Не дают спокойно посмотреть экспозицию, загоняя в определённое время в зал 3, где проводится 15-минутная экскурсия. А потом выводя группу "на выход".
- Ведут себя бесчеловечно - когда беременная девушка отвинтила крышечку бутылки с водой, чтобы попить, ей было сделано мерзким тоном внушение "здесь пить нельзя, идите на улицу, и там пейте".
2. Запрет на фотосъёмку меня раздражает. Настолько привыкла фиксировать всё, что происходит вокруг, и по этим моментальным свидетельствам вспоминать о походах-поездках, что, вроде бы, если нет фотографий - то не было и посещения музея.
Я понимаю, что таким образом сотрудники стараются привлечь посетителей, чтобы люди из городов и весей приезжали-приходили ножками, но это ведь глупо.
Владимиру Семёновичу, уверена, это бы точно не понравилось. К своим почитателям он всегда со всей душой относился, с открытой, без камня за пазухой.
И становится ясно, что все эти "смотрители" творчество "хранимого" поэта знают слабовато. Как он пел в одной из своих песен: "Ежели я чего решил, я выпью обязательно, и к этим шуткам отношусь я очень отрицательно!"
Так и с фотосъёмкой. Контрабандные снимки - они ещё интереснее!
3. Сайт музея. Не понравился. Сделан без души, эдакий проправительственный, от Департамента Культуры города Москвы. Там-то фотки есть, но убогие!.. Просмотреть как следует не получается, во весь экран нет возможности их раскрыть. Так, чтобы отвязаться, сделали.
4. Экспонаты, все и каждый, понравились. А вот энергетика музея - нет. Если уж создатели музея вопиют, что это тот самый дом, из песни, они хоть помнят весь текст песни про него, мне интересно? Он такой дальше идёт:
В дом заходишь как все равно в кабак,
А народишко: каждый третий - враг,
Своротят скулу: гость непрошенный,
Образа в углу и те перекошены...
Кто ответит мне, что за дом такой,
Почему во тьме, как барак чумной?
Свет лампад погас, воздух вылился,
Али жить у вас разучилися?
Двери настежь у вас, а душа взаперти,
Кто хозяином здесь? Напоил бы вином,
А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути
И людей позабыл. Мы всегда так живем.
Траву кушаем, век на щавеле,
Скисли душами, опрыщавели,
Да еще вином много тешились,
Разоряли дом, дрались, вешались".
Так что, домик-то нечистый. Моё личное субъективное мнение. Не верите - сходите, посмотрите.
Вот схема прохода от метро.
В любом случае, получите удовольствие от просмотра экспонатов. А там - как повезёт. Буду рада, если поделитесь своими впечатлениями в поле "Комментарий". Всем добра!
Ваш отзыв очень интересный, и приятно, что он с фотографиями! То, что такой музей в Москве существует, это уже хорошо. Но, те минусы, которые Вы указали, конечно, могут сильно попортить впечатление. Такое ощущение, что дамы-смотрительницы ведут себя аутентично, чтобы посетители, так сказать, ещё лучше прочувствовали дух времени - того времени.
А вообще, наши отечественные музейные смотрительницы - это общероссийская беда. Не только в музее Высоцкого. Видимо, смена поколений в этой профессии пока не произошла, а может, должно смениться два-три поколения... Ну да хватит о них.
Воссозданная комната Владимира Семёновича, его рукописи, фотографии - вот, для чего стоит посетить этот музей. Это должно быть, и есть, очень интересно для ценителей его творчества. А таких, к счастью, немало!
Думаю, Вы правы. Даже если выкладывать фотографии писем и рукописных текстов, через монитор они воспринимаются по-другому. А когда видишь своими глазами - "пробирает" до мороза по шкуре. Бесподобные ощущения от вида таких обычных открыток с мест отдыха.
Спасибо за обстоятельный такой комментарий!
Вчера посетила музей Высоцкого. В целом с отзывом согласна, но не могу отметить одного. Мне, видимо, повезло, т.к. смотритель музея Ирина (если не ошибаюсь, Ивановна) очень любезно и заинтересованно со мной беседовала. Сообщила много интересного и об экспонатах, и о дворике дома, и о мероприятиях, проводимых в музее. Работники музея здороваются, улыбаются. Уходить не хотелось. Мне понравилось. Я обязательно приду еще.
Елена, Вы не представляете, как это радует!
Может быть "звёзды сошлись", а может, есть там действительно радушный и любезный сотрудник.
Высоцкого мы любим, и если в музее такие позитивные изменения, сходим когда-нибудь.
Спасибо за приятную информацию!