Недавняя премьера Театра на Таганке «Беги, Алиса, беги» — отзыв о спектакле

Сказки Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» я прочла уже в глубоко заюношеском возрасте, лет в 20. Поскольку я всегда была любительницей сказок, сказки про Алису были «одними из». Но остались в памяти своими странностями, сюрреалистичностью и абсурдностью. Конечно, ничего странного не было в том, что в глубине кроличьей норы есть жизнь — чем Алиса хуже Незнайки внутри Луны, но зацепили персонажи, запомнилась постоянная словомешалка в голове Алисы, всякие Бармаглоты и Брандашмыги. Потом были мультики и экранизации на тему той Алисы. И вот — Беги, Алиса, беги — отзыв о новом спектакле, поставленном в Театре на Таганке, предлагаю вашему вниманию.

Развитие событий

Фото сайта Таганки

Оно перевернуло ожидания с ног на голову. Если суд был, кажется во второй половине сказки, спектакль с него начинался. «Встать, суд идёт!» — завопил Мартовский Заяц в исполнении Дмитрия Высоцкого. И не угомонился, пока зрители действительно не встали. Правда, зрители сели без разрешения. И это своевольничанье было уже частью представления.

Из заседания суда стало известно, что Алису (несомненно, всех трёх) ожидает смертная казнь в любом случае — независимо от того, виновна она или нет. Выход один — бежать. Бежать к тому месту, через которое она попала в Сказочную страну — к Кроличьей норе.

Дальнейшие события развиваются именно в связи с этим побегом — встречаются разные персонажи, возникают и завершаются различные ситуации.

Выход, когда его нашли, оказался не один. Тоже три. Три кроличьи норы. И все три пришлось проверить, не попав сразу в искомый. Что оказалось? Оказалось, что там — страна тех ещё чудес. Неизвестно, где чудесатее. Актуально? Ещё бы!

Запоминающиеся фрагменты

Абсурдные, алогичные диалоги. Утверждения, из которых торчат уши… нет, не Мартовского Зайца и не Белого Кролика, а настоящего времени, нашей суровой действительности.

1. Алиса — Мартовскому Зайцу:
— Так ты сидишь здесь (в тюремной клетке) по своему желанию?
— Да. Дверь закрыта, но я сам хочу здесь сидеть.
Через некоторое время.
— Так дверь всё время была открыта? 
— Ну вот видишь, я же говорил, что сам хочу сидеть, поэтому сижу.

2. Родители Алисы про Алису:
— Мы отправили её по обмену. В Англию. А нам вместо неё телевизор. И всё было хорошо, но телевизор сломался. Теперь нам ничего не говорят, что происходит, мы не знаем, что думать. 

Беги, Алиса, беги - отзыв

Фото сайта Таганки

3. Всегда сильнее тот, кто сзади, лучше — незаметный и невидимый.

4. Автор — Алисе про Алису Ночи:
— Мы её тумачили и тумачить будем! (Сравните Жегловское: «Я их, выползней поганых, давил и давить буду»)

5. Закон первый: «запретить всё». Закон второй: «составить список того, что запретить». (Вспоминается безуспешная борьба с пиратством, и Телеграмом, и отвратительно работающие в последнее время сервисы Гугла, и запреты в подмосковных аэропортах — очень современно).

Кроме диалогов, запомнились танцевальные номера. Да, даже не вокальные, несмотря на то, что этот спектакль — скорее, мюзикл. А именно танцевальные. Я во все глаза смотрела на сцену, офигевая от обворожительных контрастов.
В частности, нежно любимая нами Мария Антонова в балетной пачке оказалась гораздо, на мой взгляд, пластичнее самораспиаренной небезызвестной артистки балета. И громадный Константин Любимов, к моему восторгу, исполняя свои партии, даже никого не зашиб, как можно было ожидать — а ведь на небольшой таганкинской сцене одновременно находились порядка 20 человек. И декорации!

Четыре Алисы и другие персонажи

Беги, Алиса, беги - отзывАбсолютно неожиданным было ОДНОВРЕМЕННОЕ появление на сцене четырёх Алис — Алисы маленькой (очаровательнейшей Насти Мутигуллиной — где её только взяли, такую?), средней (Дарьи Авратинской), большой (Екатерины Рябушинской) и Алисы ночи. Разумеется, зная, что главная героиня то становится меньше, то больше, мы подозревали, что будут разные актрисы исполнять роль, но что все вместе, и вдобавок одна будет совершенно злодейской (её, к слову, играла Александра Басова, и в «принадлежности» её к силам зла мы уже успели убедиться, сходив недавно на «Вий»), не предполагали.

Это решение показалось очень интересным. Три абсолютно одинаково одетые Алисы разного возраста ведут себя, естественно, по разному, появляясь на сцене то по очереди, то одновременно.
Маленькая с детской непосредственностью, хотя и разумностью, только начинает постигать мир, ещё верит, что все вокруг хорошие и доверяет Алисе ночи.
Средняя Алиса самая активная, в гуще событий обычно находится именно она, с уже выветрившимся максимализмом и усугубившейся разумностью. Как она сознательно увиливает от настояний родителей получить паспорт и стать взрослой!
Большая Алиса умудрена жизненным опытом и больше молчит, как будто со стороны глядя на происходящее. Она уже знает наперёд, что произойдёт скорее всего.
Такое впечатление создаётся…

Беги, Алиса, беги - отзыв

Фото сайта Таганки

С удовольствием посмотрела «живьём» на Ирину Апексимову. Королева она и есть королева. «Гордый профиль, твёрдый шаг»- такой она мне показалась абсолютно на своём месте.
Елизавета же II в её исполнении со старческой семенящей походкой с висящим, не по фигуре скроенным костюмом смотрелась неправдоподобно.
Лучше уж Фредди Меркьюри))) 

Не могли не понравиться «весь вечер на арене» — Мартовский Заяц и Белый Кролик — очаровательнейшие зайцЫ в исполнении Никиты Лучихина и Дмитрия Высоцкого. 

«Тучные» мама и папа Алисы, витающие где-то в облаках, поразительно похожие на некоторых современных родителей, зацепили и запомнились исполнением жалостливой песни «голова, два уха».

Массовка… По сравнению с виденными ранее спектаклями, народу на сцене было очень много. И двигались они, несмотря на, казалось бы, тесноту, как винтики отлаженного механизма. Уже сказала, что танцевальные номера приятно поразили.

Беги, Алиса, беги - отзыв

Фото сайта Таганки

Синяя Гусеница, состоящая из передней и задней половинок была ультрамариново-полосато-обворожительной, незабываемой. Курит она, правда, непонятно что. И на это «непонятно что» у неё есть разрешение.

Может показаться странным, но не впечатлил Чеширский Кот. Несмотря на громадную голову. Грустный кот. Может, потому, что «чеширский кот» — это не столько кот, сколько улыбка? Можно даже вообще без кота. А кот без улыбки — как Шляпник без шляп. C другой стороны, чему улыбаться при такой-то жизни? Страна Чудес не та, что была раньше. И даже Шляпник не такой уж и безумный…

Отмечу, что ни один из персонажей не блещет жизнерадостностью. И почему так в «стране чудес» — понятно. «Не мы такие — жизнь такая». Ничего не напоминает? Когда всё понимаешь, а против системы не попрёшь?

Песни Высоцкого

Беги, Алиса, беги - отзыв

Фото сайта «Мир глазами женщин»

Не слышала аудиопостановку с песнями Высоцкого, выпущенную фирмой Мелодия, многократно переиздававшуюся, которая дала импульс для создания спектакля. Как раз тот случай, когда это к лучшему. Если бы в голове звучали песни Высоцкого, исполняемые на новый лад, это бы наверняка мешало.

Не буду кривить душой, септет «Высоцких» и «говорящая голова Высоцкого» остались мною недопонятыми и непринятыми. Субъективно.

На мой взгляд, спектакль ничего бы не потерял без такого навязывания параллели с пластинкой сорокалетней давности. Достаточно было качественного промоушена.

«Что остаётся от сказки потом — после того, как её рассказали?»

В целом спектакль поразил. Слова режиссёра спектакля Максима Диденко замечательно передают то, что я почувствовала. Лучше него вряд ли сформулирую. «Мне кажется, мир очень сильно изменится. Он разделится на какую-то консервативную часть населения, которая будет находиться на примитивной ступени развития, – и прогрессивную, с искусственными органами, встроенными телефонами. Прогрессивная часть будет жить в Америке или Китае, отгородившись силовым полем».

И ещё. Новая жизнь Таганки, новые, такие современные постановки дают возможность оставаться преданными её почитателями. Особое спасибо за то, что, несмотря на возрастной ценз — в данном случае «16+», постановщики и артисты не теряют чувства меры, не скатываются до того, что так порой не нравится в других театрах. 

Закончился наш театральный апрель. Будем жить ожиданием новых встреч с любимым театром.

И вам, дорогие читатели, удачных постановок!

Возможно Вам будет это интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

.