"Играем... Шиллера!" - "Современник" - отзыв о спектакле

Здравствуйте, друзья. "Играем... Шиллера!" Именно так назывался спектакль, на который мы пошли в "Современник", чтобы увидеть живьём Чулпан Хаматову. Даже не знаю, почему выбор пал именно на этот театр. Чулпан играет и в Театре Наций у Миронова, и ещё где-то, но пошли мы сюда.

Давайте о постановке

С первых минут возникло ощущение, что я где-то это видела, дежавю прямо какое-то. В одном чёрном-чёрном городе была чёрная-чёрная улица, на этой чёрной-чёрной улице стоял чёрный-чёрный дом. Это я о декорациях.Играем... Шиллера!

Вспомнила! Такое же абсолютно ощущение у меня было во время Вахтанговской "Пристани". Мрачно и депрессивно. Но там творческий ансамбль скрасил эту наваливавшуюся тягость... тяжесть... В общем, одного такого раза было достаточно.

Мне, как абсолютно не театральному критику, была очевидна одинаковая манера постановки, просто торчали уши. И точно! Римас Туминас! Как потом выяснилось,  худрук "Современника" Галина Волчек истово хотела, чтобы именно этот прибалтийский режиссер поставил спектакль "Играем... Шиллера!" в ее театре. Наверное, он гений. Наверное, Малевич тоже. Но... 

Давайте о символизме

Думаю, эстеты и тонко чувствующие люди должны понимать без разъяснений, следующие моменты:

  • зачем в находящийся на сцене стог соломы зарывается королева и осыпает себя сухой травой (безо всякой сюжетной привязки),
  • зачем представлять ее марионеткой, действиями которой руководит юродивый,
  • зачем постоянно обливаться и захлебываться водой,
  • зачем засыпать труп зерном, насыпать зерно в бокалы,
  • зачем на сцене железяки? и крыса?
  • без курева никак нельзя? он же даже не нервничал,
  • какую идею несет подвешенный за ножку стул.

Ладно, кое-какие символы можно, притянув за уши, расшифровать. Типа,

  • овечьи шкуры - потому что Англия,
  • письмо в анусе у посла - потому что сейчас без "такой" темы и спектакль вроде не спектакль,
  • королева носится с наполненными водой бокалами, чтобы владеть собой,
  • королева - марионетка - потому как, наоборот, собой не владеет.

Ох уж, эти "природные первостихии"! Сено-солома!

Давайте об актёрах

Спектакль ставится на потрясающе сильном противостоянии двух личностей - двух королевских особ. Соответственно, актрисы, играющие их, должны передать весь накал почти нечеловеческих страстей, обуревающих их.

Одна - в первую очередь королева, не то чтобы задавливающая в себе женщину, но явно сожалеющая о том, что она недоженщина. И другая - наоборот, лелеющая и культивирующая в себе именно женщину - страстную и нежную, и вдобавок, не обделенную мужским вниманием, страдает от того, что она недокоролева.

Первая - Марина Неелова, вторая - Чулпан Хаматова. Рада, что расстановка именно такая. Думается, нет, даже уверена, что если поменять их местами, спектакль ничуть не проиграет. Чулпан вполне сможет сыграть стерву-королеву, а Марина - нежную особу, но лучше так, как есть. Они достойные соперницы, но приятней видеть женщиной, а не киборгом именно Чулпан Хаматову.

Мы шли, чтобы посмотреть именно на ее игру, и она нас полностью удовлетворила. Очень впечатлила. Чулпан притягивает, и, надеюсь, мы увидим ее в других ролях и в других постановках.

Остальные актеры... играли. Просто играли, пусть и Шиллера. Ровно и не очень эмоционально. Не зацепили настолько, чтобы захотелось отметить кого-то в отдельности.

"Играем... Шиллера!" Послевкусие

Разочарование. Наверное, я не в ту степь... Наверное, у меня недостаточно развитый вкус... Наверное, надо восхищаться...Играем... Шиллера!

Но вспоминается отчего-то "давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся легко".

Хотелось, чтобы спектакль поскорее закончился, и именно финал подарил самую запоминающуюся и самую понятную сцену - визуализацию казни Марии Стюарт. Вот здесь чаша, из которой вытекают последние мгновения жизни и вода, символизирующая кровь, и якобы отделенная от тела и унесенная голова более чем понятны. Вот если бы во время всего спектакля так! 

Хотя Туминаса и считают гением, но хочется закричать: "а король-то голый!" и развеять эти навязанные критиками вкусы. После этой постановки хочется культурно-академической классики, уж извините. Буду рада, если выскажете свое мнение в комментариях.

Интересных вам спектаклей!

Вас также может заинтересовать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *