Играем... Шиллера! Отзыв о спектакле театра Современник

«Играем… Шиллера!» — «Современник» — отзыв о спектакле

Здравствуйте, друзья. «Играем… Шиллера!» Именно так назывался спектакль, на который мы пошли в «Современник», чтобы увидеть живьём Чулпан Хаматову. Даже не знаю, почему выбор пал именно на этот театр. Чулпан играет и в Театре Наций у Миронова, и ещё где-то, но пошли мы сюда.

Давайте о постановке

С первых минут возникло ощущение, что я где-то это видела, дежавю прямо какое-то. В одном чёрном-чёрном городе была чёрная-чёрная улица, на этой чёрной-чёрной улице стоял чёрный-чёрный дом. Это я о декорациях.Играем... Шиллера!

Вспомнила! Такое же абсолютно ощущение у меня было во время Вахтанговской «Пристани». Мрачно и депрессивно. Но там творческий ансамбль скрасил эту наваливавшуюся тягость… тяжесть… В общем, одного такого раза было достаточно.

Мне, как абсолютно не театральному критику, была очевидна одинаковая манера постановки, просто торчали уши. И точно! Римас Туминас! Как потом выяснилось,  худрук «Современника» Галина Волчек истово хотела, чтобы именно этот прибалтийский режиссер поставил спектакль «Играем… Шиллера!» в ее театре. Наверное, он гений. Наверное, Малевич тоже. Но… 

Давайте о символизме

Думаю, эстеты и тонко чувствующие люди должны понимать без разъяснений, следующие моменты:

  • зачем в находящийся на сцене стог соломы зарывается королева и осыпает себя сухой травой (безо всякой сюжетной привязки),
  • зачем представлять ее марионеткой, действиями которой руководит юродивый,
  • зачем постоянно обливаться и захлебываться водой,
  • зачем засыпать труп зерном, насыпать зерно в бокалы,
  • зачем на сцене железяки? и крыса?
  • без курева никак нельзя? он же даже не нервничал,
  • какую идею несет подвешенный за ножку стул.

Ладно, кое-какие символы можно, притянув за уши, расшифровать. Типа,

  • овечьи шкуры — потому что Англия,
  • письмо в анусе у посла — потому что сейчас без «такой» темы и спектакль вроде не спектакль,
  • королева носится с наполненными водой бокалами, чтобы владеть собой,
  • королева — марионетка — потому как, наоборот, собой не владеет.

Ох уж, эти «природные первостихии»! Сено-солома!

Давайте об актёрах

Спектакль ставится на потрясающе сильном противостоянии двух личностей — двух королевских особ. Соответственно, актрисы, играющие их, должны передать весь накал почти нечеловеческих страстей, обуревающих их.

Одна — в первую очередь королева, не то чтобы задавливающая в себе женщину, но явно сожалеющая о том, что она недоженщина. И другая — наоборот, лелеющая и культивирующая в себе именно женщину — страстную и нежную, и вдобавок, не обделенную мужским вниманием, страдает от того, что она недокоролева.

Первая — Марина Неелова, вторая — Чулпан Хаматова. Рада, что расстановка именно такая. Думается, нет, даже уверена, что если поменять их местами, спектакль ничуть не проиграет. Чулпан вполне сможет сыграть стерву-королеву, а Марина — нежную особу, но лучше так, как есть. Они достойные соперницы, но приятней видеть женщиной, а не киборгом именно Чулпан Хаматову.

Мы шли, чтобы посмотреть именно на ее игру, и она нас полностью удовлетворила. Очень впечатлила. Чулпан притягивает, и, надеюсь, мы увидим ее в других ролях и в других постановках.

Остальные актеры… играли. Просто играли, пусть и Шиллера. Ровно и не очень эмоционально. Не зацепили настолько, чтобы захотелось отметить кого-то в отдельности.

«Играем… Шиллера!» Послевкусие

Разочарование. Наверное, я не в ту степь… Наверное, у меня недостаточно развитый вкус… Наверное, надо восхищаться…Играем... Шиллера!

Но вспоминается отчего-то «давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся легко».

Хотелось, чтобы спектакль поскорее закончился, и именно финал подарил самую запоминающуюся и самую понятную сцену — визуализацию казни Марии Стюарт. Вот здесь чаша, из которой вытекают последние мгновения жизни и вода, символизирующая кровь, и якобы отделенная от тела и унесенная голова более чем понятны. Вот если бы во время всего спектакля так! 

Хотя Туминаса и считают гением, но хочется закричать: «а король-то голый!» и развеять эти навязанные критиками вкусы. После этой постановки хочется культурно-академической классики, уж извините. Буду рада, если выскажете свое мнение в комментариях.

Интересных вам спектаклей!

Возможно Вам будет это интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

.