Камерный зал Дома музыки. Концерт барочной музыки

Камерный зал Дома музыки. Галактика по имени Барокко

Камерный зал Дома музыки — отличное место для того, чтобы расслабиться в спокойной уютной обстановке, особенно под соответствующую музыку. Если в Светлановском зале обстановка, скорее, «раззудись плечо, размахнись рука» (можете почитать отзыв о казачьем концерте), то в Камерном — приглушённые тона, на сцене — тихая музыка, утончённый вокал, плавные величественные движения. Интересно было сравнить.

Мы попали в Камерный зал Дома музыки на один из концертов цикла «Галактика по имени Барокко» — «Солнце и Луна». Цель устроителей и организаторов — донести до зрителя и слушателя великолепие музыки и танца, почитаемых испанским королевским двором.

Музыкальные номера

Музыка звучала, мне кажется, именно так, как и триста лет назад. Барочная гитара, архилютня — мягкие звуки щипковых заполняли пространство небольшого зала. Флейта траверсо виртуозно вписывалась в ансамбль, создавая гармоничное трио, иногда её сменял ритмообразующий бубен.

Мелодии были знакомыми. Композиторы, в большинстве своем, неизвестными — Карозо, Ортис, Санс, Мурсиа, Идальго, Дурон, Броски. Как часто бывает, мелодии пережили своих авторов и стали народными.

Чувствуете что-то Дон Кихотское в этой мелодии?

Для заявленной тематики — «Музыкальные утешения испанского королевского двора XVII-XVIII веков» музыка казалась странной. Как она может быть утешительной, когда уж очень она тоскливая и жалостливая?

Видно, разное успокоительное требуется разным людям. Одних развеселит удалой танец, других — такая мелодия, от которой разрывается сердце. В этом что-то есть. Слушаешь плаксивую музыку и думаешь — у меня все не так и плохо! Как-то так, наверное. Как говорится, только достигнув дна, можно начать подниматься.

Первая часть концерта полностью исполнялась ансамблем ранних струнных щипковых инструментов «Таньедорес». Но я абсолютно не согласна с презентацией концерта:

Представляя в программе «СОЛНЦЕ И ЛУНА» музыку времен Габсбургов, солисты санкт-петербургского ансамбля «TАНЬЕДОРЕС» перенесут нас в сады Аранхуэса и Мадрида, где царит дух средневековой Испании, где звучат огненное фанданго, завораживающая фолия и искрящаяся россыпью кастаньет хота.

«Огненного», энергичного, мне не удалось ничего услышать. Было только «адажио», «модерато», в крайнем случае, «аллегретто». За исключением, пожалуй, последнего номера, исполняемого совместным коллективом и питерского «Таньедореса», и московской барочной капеллы «Золотой век», в котором органично переплелись музыка и танец под стрекот кастаньет.

Вокальные номера

Арии исполнялись автором проекта Татьяной Диваковой, колоратурное меццо-сопрано (она предстала перед зрителями в образе Карло Броски Фаринелли), и Юлией Каракисян, сопрано (она же была ведущей концерта).

Исполнение незатасканное. Это естественно. Вокальное барокко редко исполняется на широкую публику. Голос Фаринелли, вернее, Татьяны Диваковой в его лице, звучал качественно, но не трогал. Именно так. Фриоритуры были исполнены почти безупречно, но очень технично. Думаю, Фаринелли, может быть, вкладывал душу, раз его арии вернули вкус к жизни Филиппу V Испанскому и излечили его от депрессии.

Танцевальные номера

Любовь Фадеева исполняла испанские танцы и в первой, и во второй части концерта.

Номера, сопровождаемые танцами, мне, пожалуй, понравились больше всего. Необычная барочная хореография, аутентичная, восстановленная по записям балетмейстеров, создавала ощущение точной реконструкции придворных танцев Европы XVII-XVIII веков двора Габсбургов.

Танцы двора Бурбонов представлял дуэт исторического танца «Антрэ». Анна Николаева и Сергей Сосницкий исполнили танцевальную композицию «Солнце и Луна», исторически реконструированную.

Со времен Лопе де Вега танец был одним из любимых развлечений и утешений испанского королевского двора. «Вселенная пронизана любовью, когда танцуем мы, испанцы!», – писал поэт XVII века Леонардо де Архенсола. И действительно, танцевали все и всюду: на придворных маскарадах и конных шествиях, на рыцарских турнирах и в аристократических салонах.

Танцы под звуки клавесина и виоль д’амур на тему известного испанского напева — фолии — дали возможность мысленно и душевно перенестись во времена бальных ассамблЕй Версаля и Венеции. Использование костюмов той эпохи упрощало процесс «телепортации».

Если интересно, какая она — фолия, можете послушать. Знакомая ведь мелодия, не правда ли?

Камерный зал Дома музыки. Впечатления

Первую часть концерта мы слушали, сидя в ложе балкона на первом ряду. Было очень хорошо видно и плохо слышно. Поскольку музыка специфическая, и исполнялась она без микрофонов, приходилось вытягивать уши в сторону сцены, и даже с этим условием исполнение, казалось, было как будто шёпотом. Камерный зал Дома музыки небольшой, и, казалось бы, звучать должен каждый закоулок, но нет…

Во второй части мы пересели в партер на 10 ряд, места свободные были, и сотрудники Дома музыки сами предлагали переместиться. Стало значительно лучше слышно. И если бы не непонятно зачем пришедшие слушатели, шуршащие пакетом с печенюшками во время выступления, и ёрзающие на кресле, как будто это не кресло, а раскалённая сковорода, было бы совсем хорошо. «Благодаря» им почти каждый номер превращался в шумовое нечто, можете убедиться.

Мы были компанией из 4 человек, и мнения по окончанию мероприятия разделились. Двум женщинам концерт показался необычным и заслуживающим внимания, хотя особого восторга и не вызвавшим. Один из мужчин остался безучастен с «страстям», бушевавшим на сцене. Другому очень не понравилось, хотя он и любитель классической музыки. «Не моё», — сказал он. И «очень тихо». Получается, если вы готовы открывать новые горизонты, то можете попробовать. Действительно, действо нестандартное и не для всех, хотя чем-то очаровательное.

Если будет желание познакомиться с барочной музыкой коллектив будет давать концерт «Зачарованный Версаль» в ноябре, знакомить со вкусами французского королевского двора XVII-XVIII веков и музыкой Люлли, Куперена, Делаланда, Маре, Рамо, Буамортье и показывать менуэт, гавот, бурре  в аутентичной хореографии.

А в декабре, под самый Новый год, 27-го, будет представлен «Венецианский златогривый лев» с карнавальными забавами Венеции XVII-XVIII веков под музыку Вивальди, Санчеса, Альбинони, Галуппи. Покажут танцевальную сценку комедии  дель арте «Арлекин, Коломбина и мышь». Информация — на официальном сайте. Билеты без наценки там же. Выбираете месяц, выбираете мероприятие, оплачиваете — и всё! Возникнут вопросы — пишите.

Буду рада, если сходите, обменяемся впечатлениями)))

Возможно Вам будет это интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

.