Парад троллейбусов 2015

Парад троллейбусов - 2015. Значок

Парад троллейбусов — 2015. Значок гостя

Логическим продолжением (а, может, и завершением в этом году) становящихся уже традиционными, праздников, посвященных какому-либо виду транспорта, стал парад троллейбусов 2015, который состоялся в Москве 24 октября.

Ощущение праздника

С погодой повезло не очень. Противного осеннего дождика, слава Будде, не было, но было промозгло, зябко. И все равно интересно. Интересно было увидеть то, что уже стало музейной редкостью, что было, но сейчас чего уже нет, что когда-то, в далеком детстве, видел, и даже на чем катался. Посетить это все равно стОит.

Кто помоложе – могут увидеть технику, которая мелькала в старых советских фильмах, на которых их папы-мамы-бабушки-дедушки ездили в школу, институт, на свидания…

Те, кто сами уже родители, или даже уже бабушки с дедушками — повспоминать, какая техника передвигалась по улицам в их школьные годы, зайти в салон, где установлены билетные кассы, заменившие в свое время кондукторов, и благодаря которым «обилечиваться» нужно было самостоятельно.

Билетная касса в салоне

Парад троллейбусов 2015. Билетная касса в салоне

Требовалось кинуть в прорезь 4 копейки (автор застал то время, когда проезд в трамвае стоил 3, в троллейбусе 4, а автобусе 5 копеек), покрутить ручку, чтобы выехала лента с напечатанными билетами, оторвать требуемое их количество и пройти дальше, заняв свободное место и складывая 3 левые цифры на билете и 3 правые. Если случалось, что суммы совпадали, то билет считался счастливым. Что с ним делать дальше – тут вариантов уже много от «не делать ничего» до «съесть билет». Последнее, естественно, делать надо было после окончания поездки, иначе, вдруг случившемуся контролеру было бы трудно объяснить, что билет был, но вот, в силу таких вот обстоятельств, уничтожен на месте.

Если сравнивать с похожим мероприятием, посвященным трамваям, которое было в апреле, то принцип организации праздника схож: бодрые массовики — затейники, огромное количество любопытствующих, ну и, конечно, виновники торжества, выстроенные в ряд модели от самых старых до самых… А вот и нет, как раз САМЫХ новых троллейбусов тут и не было, в противоположность трамвайному празднику. Там, на одной стороне бульвара, с выполненными из дерева многими элементами корпуса, салона, мягкими, почти кожаными, сиденьями, дремали старички-трамвайчики, которых время от времени будили назойливые посетители, которые так и норовили потрогать эту рукоятку, дернуть ту ручку, проверить мягкость сиденья.

Зато на противоположной стороне выстроились подтянутые, напичканные металлом, пластиком, стеклом и прочими электронными системами, внуки-правнуки, время которых занять рельсы на маршрутах еще не пришло.

В данном случае, если со стариной было почти все (слава богу!) нормально, то с перспективами было как-то совсем не густо. Вернее, создавалось впечатление, что перспектив нет вообще. Ни одной новой разработки, пусть даже концептуальной. Скучно, а ведь так хорошо начиналось…

ЯТБ-1

Начиналось с единственного (!) сохранившегося экземпляра троллейбуса ЯТБ-1. Причем, он восстановлен едва ли не из праха, т.к. в конце 90-х в одном из сараев на дачном участке под Питером разглядели
остов старинного троллейбуса. Вот он и был восстановлен. Восстановлен точно, с сохранением всех элементов, оригинальных надписей, и даже с подобающей окраской – желтый верх, синий низ, зеленая полоса посередине.

Троллейбус ЯТБ-1

Парад троллейбусов 2015. Последний из ЯТБ-1

Шикарно смотрится деревянный руль.

ЯТБ-1. Деревянный руль.

Парад троллейбусов 2015. ЯТБ-1. Деревянный руль.

А как вам трогательные шторки на окнах?

ятб 1. Шторки на окна

Парад троллейбусов 2015. Шторки на окнах ЯТБ-1

Для справки. ЯТБ-1 не был первым советским троллейбусом, до него выпускалась модель ЛК-1. Троллейбус был создан на основе британских моделей, 2 экземпляра которых были закуплены. Разработка началась осенью 1935-го года (так что, с некоторой натяжкой, можно сказать, что у ЯТБ-1 юбилей, ему 80 лет). Как всегда, не обошлось без перегибов, в результате чего серийный выпуск начался ДО изготовления опытного образца для проведения ходовых испытаний. Ярославский завод, на котором было решено разместить производство, не был готов к выпуску такой продукции. На помощь пришли смежники. Так, деревянный кузов, который потом обшивался железом, изготавливался в Твери. Именно из-за широкого применения дерева троллейбус вышел тяжелым, более 9.5 тонн, а на ходу, порой, «приятно» поскрипывал.

Во время войны многие экземпляры были переделаны в грузовые, часть – эвакуированы, и после войны он оставался в строю до 1953 года, и даже дольше. Большинство же было отправлено на утилизацию. Нескольким машинам «повезло» больше, они превратились в сараи, бытовки… В 1970 году один экземпляр был отреставрирован для участия в съемках. Этот троллейбус можно увидеть в фильмах «Рожденная революцией», «Блокада» и др. В фильме «Записки мертвого человека» троллейбус, для придания реализма, был сожжен во время съемок. Только на рубеже веков был найден и отреставрирован еще один экземпляр, который, как хочется надеяться, станет историческим памятником, действующим, и которого не постигнет участь быть сожжённым, взорванным или иным способом уничтоженным.

МТБ-82

Троллейбус МТБ-82

Парад троллейбусов 2015. МТБ-82

Эта модель выпускалась с 1946 по 1961 годы. Одна из популярных моделей, коих выпущено было более 5 тыс штук сначала на тушинском заводе, а потом на заводе им. Урицкого в г. Энгельсе Саратовской области. Тут и поныне выпускают троллейбусы под маркой «Тролза».

Не буду утверждать, но мне кажется, что я еще помню такие троллейбусы, хотя и был тогда маленьким мальчиком.

СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ

А вот эта модель мне совершенно неизвестна. Оправдывает то, что создана она была специально для эксплуатации в качестве экскурсионной машины на ВДНХ (тогда – ВСХВ). В облике явно заметны большие боковые окна, видимо, сделанные для лучшего обзора достижений советского государства. Наверное, единственный экспонат, который оказался неизвестным, а потому — интересным.

ВСХВ троллейбус

Парад троллейбусов 2015. Ретро троллейбус для ВДНХ

Выпущено их было чуть более 500 штук, да и списали их как-то быстро. Особо отметиться на городских маршрутах они не успели, но место в истории заняли.

СВАРЗ-МТБЭС

Троллейбус СВАРЗ-МТБЭС

Парад троллейбусов 2015. СВАРЗ-МТБЭС

Модернизация предыдущего, предназначенная для улучшения характеристик и пригодности его использования на городских маршрутах. Собственно, модель массовая, а о «драйверских» его способностях можно судить по фильму «Берегись автомобиля». Именно на этой машине Люба, невеста Юрия Деточкина, гналась за своим женихом.

ЗиУ-5 и ЗиУ-5Г

Троллейбус ЗИУ-5

Парад троллейбусов 2015. ЗИУ-5

А вот эти модели я хорошо помню, в частности, на маршруте «Б» я иногда добирался в школу. Наверное, один из самых распространенных троллейбусов в СССР. Огромные двери, большие окна, большой салон, интересно было смотреть через окно за тем, как работает водитель, как он крутит огромный руль.

Посмотрите, как красавец ЗИУ-5 выглядел на параде в 2014 году, проезжая мимо Боровицкой башни.

Ну а поездки, нечастые, кстати, в парк Горького, где самым желанным было покататься на аттракционе «Картинг» (если я не путаю, это такие машинки с длинной палкой сзади для соединения с натянутой сверху сеткой, к которой подведено электропитание), и поесть мороженого из вазочки, навсегда останутся в памяти.

Остальные

Дальше пошли уже привычные ЗиУ-9, в различных модификациях выпускающийся до сих пор и чуть более современные «ТРОЛЗА», тематические, посвященные Есенину, Паустовскому и Маяковскому.

Троллейбус с Есениным

Троллейбус с Есениным

Сначала непонятно было, что за конструкция у них на переднем бампере. Потом стало понятно, это крепление для велосипедов. Что-то спорна ценность этого приспособления, и я сильно сомневаюсь, что подобное будет установлено на линейных троллейбусах. Хотя…

устройство для велосипедов

Устройство для велосипедов на бампере троллейбуса

Кстати, по поводу массовиков, развлекавших в первую очередь, детей.

Аниматоры на празднике

Аниматоры на празднике

Проходя мимо одной такой группы, где веселилась ребятня, обратил внимание на курящуюся каким-то паром пластиковую бутылку в руках одного из аниматоров и которой развлекали детишек. В чем там смысл, что и как я не интересовался, просто, немного смутил набор ингредиентов и приспособлений на стоявшем там же столике…  Никаких выводов, просто, зарисовка «на бегу».

Развлечения для детей

Развлечения для детей на празднике

Парад троллейбусов 2015. Послевкусие от праздника

Все же погода, внешние факторы влияют на восприятие. У кого-то это проявляется больше, у кого-то меньше, а кому-то вообще на это наплевать. В целом, праздник получился, хотя осталось что-то нереализованное, какие-то неосуществленные надежды, недополученные впечатления, недоузнанные новые знания. Не увидели двухэтажный троллейбус, восстановить который обещали к 85-й годовщине появления троллейбусов в Москве. Ну что ж, подождем 3 года.

И все же, хорошо, что такие праздники есть. Хорошо, что серые (в прямом и переносном смысле) дни расцвечивают своими разноцветными боками, полированным деревом, винтажными формами старинные, и не очень, троллейбусы, как, впрочем, и другая техника на других праздниках.

Возможно Вам будет это интересно:

4 комментария

  1. Аня:

    Спасибо за виртуальную экскурсию. В силу своего возраста я таких троллейбусов не застала, но интересно было узнать их историю, а троллейбус из кинофильма я сразу узнала.

    • Andiriney:

      Вам спасибо за тёплые слова! Там, говорят, и «покатушки» для желающих устраивали, правда, для ребятишек, в основном.

  2. В настоящее время в столице действуют 83 троллейбусных маршрута. В рабочие дни троллейбусы перевозят свыше 1,1 миллиона пассажиров.

    • Andiriney:

      Вот только все время говорят, что количество троллейбусов будет постепенно уменьшаться, их будут меня на электробусы. В общем, перспективы не очень понятны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

.