Монах и бес — отзыв о фильме

«Верую, ибо абсурдно!»

Монах и бес - отзыв о фильмеКак вы считаете, живо ли российское кино? Нет, лучше так – Кино. Именно с большой буквы. На мониторе, отображающем жизнеспособность отечественного кинематографа, на котором превалирует асистолия вкуса, умных мыслей, важных тем, оригинальных идей и качественных их воплощений, нет-нет, да и проскочит зубец всплеска творческой энергии, интересного сценария, режиссуры и прекрасных актерских работ. Я о последней работе Николая Досталя «Монах и бес» — отзыв о фильме этом и хочу представить вниманию.

Определенно, фильм неоднозначный и небесспорный. При просмотре создается впечатление, что он состоит как бы из двух частей – той, действие которой происходило в монастыре и его окрестностях, и остальной. Действительно такова была изначальная сценарная задумка, или «так получилось» — по сути, уже не так и важно. Важно, что получилось. Об этом говорит хотя бы то, что фильм смотрится на одном дыхании.

Несомненная удача в том, что фильм удержался в рамках притчи, не свалившись в занудное морализаторство, ну, может, к концу чуть-чуть. Удалось рассказать историю поучительную, с отсылками к вечным проблемам бытия человеческого и занимающего в нем место Бога. Религиозная тематика не давит, а воспринимается естественной канвой происходящих событий.

Монах и бес - отзыв о фильмеНельзя сказать, что сам конфликт главного героя, его поиск святости, чистоты, веры, его противодействие искушениям персонального беса – оригинальная находка. Да и полет в Иерусалим на бесе – ситуация уже встречавшаяся. Тем не менее, банальностью и избитостью тут и не пахнет.

Интересны и вполне раскрыты линии персонажей и их характеры.

Это и писарь, образованный, главный советник настоятеля монастыря, но при этом «латынь разумеет, а Христа принять не может».

И сам игумен, «наставник сих сирых мест», предпочитающий никогда не думать, мало отличающийся при этом от министров императора. Не смог он принять пришлого монаха, которому он не может отпустить грехи, т. к. сам должен просить у него благословения.

— Мудрость, состояние ума такое, специфическое. Испытывал, владыко?

— Нет, бог миловал.

Монах и бес - отзыв о фильмеЦарь, путешествующий по империи, волею судеб (бога, а может беса) посетивший монастырь.

Ну и, конечно, противостояние протагониста, простого монаха Ивана, Семенова сына, и умного, амбициозного, с гламурными замашками (фрак, лаковые штиблеты, похожие на копыта, фуа-гра на завтрак) беса. Послан он богом для испытания Ивана в его пути к святости, подтверждения доброты человеческой, утверждения в своей «любви неизбывной» ко всему окружающему. А, может, это бес подвергается испытаниям? Кто знает… В конце концов, на это указывает финал фильма.

Как можно обойти тему актерских работ? Никак не можно, тем более, что ни одной провальной роли, даже самой мелкой, в фильме нет. Наверное, за это надо поблагодарить в первую очередь режиссера, на редкость удачно подобравшего актеров. Ведь попадание в роли стопроцентное.

Монах и бес - отзыв о фильмеТимофей Трибунцев, неожиданно раскрывшийся во всей своей актерской красе. Персонаж его искрометен, он сыплет поговорками, чудит под влиянием беса, трезво рассуждает сам по себе, не боится противостоять торговле возле Храма Господня Христом «настоящими артефактами» его жизни и страданий. Передать всю гамму переживаемых персонажем чувств, эмоций, порой без слов, пользуясь мимикой, мельчайшими движениями – это дорогого стоит. Это под силу настоящему мастеру.

Георгий Фетисов – бес, полный антагонист искушаемому им монаху, и при этом вторая сторона его сущности. Их дуэт – украшение фильма, гармоничное сочетание двух прекрасных актерских работ.

Хочется упомянуть еще Никиту Тарасова. Государю Николаю I в его исполнении веришь с первого же кадра. На редкость удачное сочетание, попадание в роль. Хочется надеяться, что еще увидим Никиту в подобных ролях, буде продолжится традиция создания фильмов на тему истории России.

Монах и бес - отзыв о фильмеНастоятель монастыря. Борис Каморзин. Ну что сказать, отлично сыграно.

Как говорил уже выше, провальных ролей нет. Все актерские работы великолепны.

Вообще, сложилось впечатление, что в большинстве современных российских фильмов актерская игра отдана на откуп самим актерам. Типа, сказал в камеру текст – молодец, этого достаточно. Не чувствуется работа с актерами, не видно режиссерского видения того или иного персонажа. Все играют дай бог вполсилы. Это уже было бы неплохо, так ведь и этого нет. Текст – проговаривается, эмоции – обозначаются, вживание в характер – как-нибудь в другой раз. А в результате получаем то, что получаем, в существование чего совсем не хочется верить, тем более у нас, с многолетней, можно сказать, многовековой российской актерской школой.

В «Монахе и Бесе» чувствуется рука режиссера, требовавшего полной отдачи от актеров, чтобы можно было не кривя душой сказать «Верю!». И сразу результат – пиршество для тех, кто ценит настоящее лицедейство, заставляющее достичь катарсиса от разворачивающихся на экране событий.

Да, фильм неоднозначный, не без недостатков, но, честное слово, так надоело искать жемчужинки настоящего Российского Кино в той массе, что демонстрируется на экранах, что не хочется находить соринки в действительно стОящих работах.

Браво, Досталь, браво все, кто принимал в этом участие. И браво нам, зрителям, так редко балуемым настоящим Кино.

Возможно Вам будет это интересно:

2 комментария

  1. BernardRic:

    Я уже посмотрел этот фильм, просто супер, не зря его так долго ждал!
    Кто ещё не видел, смотрите!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

.