Спектакль «Юбилей ювелира» — вот уж не думала, что так жестоко!

Читатели моих отзывов, наверное, привыкли, что обычно мы ходим в театр «на актера». Дошла, наконец, очередь у нас до Олега Павловича Табакова. Спектакль «Юбилей ювелира», считающийся как бы бенефисом его, был выбран для знакомства с артистом «живьем».

Ожидания

Они у меня были ошибочны. Когда-то давно увиденная мною информация о том, что спектакль «Юбилей ювелира» — драма, за то время, пока я на него собиралась, выветрилась у меня из головы. Как и анонс спектакля. Слишком долго собиралась, помнится, с осени прошлого года.

И укоренилась в мозгу прочно другая ассоциативная цепочка: «юбилей — ювелир — украшения — праздник». С тем настроением и шла. «День рождения — праздник».

«Странности» постановки

Сцена с некоторыми предметами интерьера — столом со стульями, дверями, кроватью — ладно.

Спектакль Юбилей ювелира

Фото с сайта «Окно в Москву»

Настороженность вызвала четверка экранов, то поднимающихся, то опускающихся над сценой. С одной стороны, было удобно смотреть действие спектакля именно на экранах — сидели мы далековато. Разные камеры захватывали разные куски сцены и лица персонажей. Со звуком в театре, показалось, есть какие-то проблемы — так иногда именно «чтение по губам» спасало.

С другой стороны, время от времени появляющийся белым по черному текст напоминал виденные сто лет назад презентации с философским смыслом, типа «жизнь есть боль», «нарушай закон подлости — помогай людям», «ты — то, что ты ешь». На экранах было, конечно, не именно это, но похожее: «память — это клетки мозга», «опухоль увеличивает клетки», «память улучшается от рака», «смерть — лучший фотограф» и т. п.

Когда чередующихся друг за другом надписей было несколько, это еще можно было «переварить». Но иногда постановщик увлекался, процесс затягивался, и фрагмент спектакля превращался в утомительное вдалбливание повторяющихся фраз в сознание. Как на сеансе гипноза — полумрак, монотонный текст. Хотелось, чтобы это скорее закончилось. Явно наблюдался перебор. В конце концов, не читать же мы пришли в театр, а смотреть на игру известных актеров (кроме Олега Табакова, мы наслаждались Натальей Теняковой и Дарьей Мороз). 

В остальном — все предельно понятно, просто, доходчиво. Никакого ненавистного мне символизма.

Спектакль «Юбилей ювелира». Сюжет

Драматичен, как и было обещано. Несмотря на то, что Морис Ходжер (89-летний ювелир, герой Табакова) имеет в начале спектакля вполне бодрый вид , он умирает. Опухоль. Рак. Это становится ясно не сразу. Сразу — даже непонятно, на предмет чего происходит собеседование супружеской пары с молодой девушкой, и зачем вообще сиделка. Оказывается, делать уколы морфия. Такие вот подробности открываются, благодаря прочитанным текстам (что-то типа «морфий расширяет сознание уменьшает боль»). И сиделка, кажется, нужна здесь, чтобы в диалогах раскрыть зрителям историю одной семьи.

Пара прожила вместе 66 лет. Шестьдесят шесть! Была любовь вначале, было рождение ребенка, были типичные женские обиды на нерадивое отцовство: «где ты был, когда мальчик болел?!» Есть трудно скрываемая переносимость друг друга, усталость, ерничанье: «воробышек! рот тоже не закрывается — чик-чирик» (это о жене). И есть взлелеянная за 60 лет ЖЕНСКАЯ ОБИДА. И ревность. «И к смерти я его ревную!» — говорит она сиделке.

Не беспочвенная ревность, пожалуй. Наверняка Хелен (жена) не знает, было ли что на самом деле или нет, но муж утверждает, что накануне своего 30-летия познакомился с английской королевой, они проболтали несколько часов и та обещала через 60 лет после встречи прийти поздравить его с юбилеем. А он обещал сделать ей подарок. И именно это ожидание встречи и гордость за выполненное обещание заставляют его жить, наплевав на болезнь.

Послевкусие

Спектакль Юбилей ювелира

Фото с сайта thr.ru

Концовка не то, чтобы открытая, но вариативная. Позволяет думать, как душеньке угодно — то ли действительно королева вспомнила и пришла,  то ли, послушавшись сиделку, загримировалась под королеву жена и позволила отойти несмотря ни на что любимому мужу в иной мир, воплотя в жизнь его сказочную мечту. Несмотря на то, что 60 лет он жил ожиданием встречи с другой женщиной, несмотря на то, что, разорившись, он все равно каждый год покупал и огранял по одному бриллианту для подарка той, другой.

Мне ближе второй вариант — менее утопичный и по-женски сострадательный.

В целом спектакль «Юбилей ювелира» оставил депрессивное ощущение. Настолько, что даже отзыв написался по свежим следам, на следующий день, что для меня большая редкость.

Игра актеров безупречна, но на этот спектакль надо идти под настроение. Настоятельно рекомендую. И — как обычно — желаю удачных постановок и ярких впечатлений вам, дорогие читатели.

Возможно Вам будет это интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

.