Отзыв о таганкинском "Добром человеке из Сезуана"
"Добрый человек из Сезуана" - спектакль, с которого началась Таганка. Хотя многих актеров уже нет в живых, но то, что это - постановка Юрия Петровича Любимова, чувствуется. Действие спектакля пронизано любимовской атмосферой.
"Добрый человек из Сезуана". Сюжет
Боги не хотят верить в то, что на земле не осталось добрых людей и почти пилигримами путешествуют по свету. Почему почти - потому что они кажутся себе такими естественными, а на самом деле обычный водонос распознает в спутниках богов. Сезуан - один из многочисленных городов, который попался им по дороге. Может, кто-то приютит их на ночь?
Удалось напроситься только к девушке легкого поведения. Остальные - с тяжёлым - были непреклонны. А та, которая с лёгким, она ведь не может сказать "нет".
Уходя, боги поблагодарили девушку. И тут всё началось...
Вечные вопросы
- Добрым быть легче, если есть деньги?
- Насколько долго можно оставаться добрым, имея деньги?
- Можно или быть безгранично добрым? Есть ли доброта неиссякаемый источник?
- Правда ли, что добро должно быть с кулаками?
- Почему отключаются мозги, когда любишь?
- Что важнее - чувства или обязательства?
- Проще живётся добрым, чем злым, или сложнее?
- Добряки - простаки? И почему говорят, что простота хуже воровства?
- Что, в конце концов, сильнее - добро или зло? Вот если сходятся два противоположных человека, плохой, в итоге, станет лучше или хороший хуже?
Если решите сходить на спектакль, голова распухнет от таких вопросов. И сердце будет разрываться от жалости... И несмотря на всё на это, вы будете похихикивать на шутками персонажей. Вот такой вот парадокс.
Как вам этот диалог:
Первый бог. "Главное, оставайся доброй, Шен Те! Прощай!"
Поворачиваются, чтобы уйти, кивают ей на прощание.
Шен Те (испуганная). "Но я не уверена в себе, мудрейшие! Как мне быть доброй, когда всё так дорого?"
Второй бог. "Здесь мы, к сожалению, бессильны. В экономические вопросы мы не можем вмешиваться".
Третий бог. "Стойте! Погодите минуту! Если бы у нее были кое-какие средства, ей, пожалуй, легче было бы оставаться доброй"
Ничегошеньки не изменилось в нашей жизни...
Автор
Когда я раньше пыталась проникнуться произведением "Добрый человек из Сезуана", читая о Высоцком, и о том, что роль безработного лётчика Сун Янга была его любимой, мне казалось непонятным всё. И главная героиня одна в двух лицах, и странные имена героев, явно не существующие на самом деле, явно придуманные, сделанные на китайский манер, но не китайские - Шуэ Та, Шен Те, а может, и китайские - госпожа Шин, летчик Сун, брат Вонг. В общем, казалось странным.
Потом уже, после просмотра, возникает желание "догнаться" информацией, читаешь и про автора, и про его время, и про историю создания пьесы. И понимаешь, что такое Брехт. И проникаешься. Эта цитата показательна:
Ме-ти сказал: плохи мои дела. Повсюду распространяются слухи, будто я говорил нелепейшие вещи. Беда в том, что, абсолютно между нами, большую часть из них я действительно говорил.
И вообще-то автор имел в виду не какой-то французский Сезуан (мне слышится в этом названии что-то французское), а китайский Сычуань. Так это ж всё расставляет по своим местам - просто другая транскрипция названия...
Актёры
Если вы давний наш читатель, могли заметить, что в Таганку мы зачастили. И некоторые актеры для нас уже как близкие люди. Мы рады каждой встрече с ними, и ожидания оправдываются. Трифонов, Лучихин, Радциг, Рябушинская, Бадалбейли, Нечитайло, Гааз, Котов, Ушаков, Стабуров, Сидоренко. Они безусловно талантливы, и каждая новая увиденная роль раскрывает ещё одну грань их таланта.
Открытием в этот раз для нас стали Мария Матвеева в главной роли и - удивительно - Марфа Кольцова. И роль у неё - не роль, а ролечка, но КАК преподнесена! Прошло уже несколько дней, а её образ ещё стоит перед глазами, и в ушах слышится её скрипучий голос и фразы, произнесенные как заевшая пластинка.
Порадовали. Каждый из образов - абсолютно каждый - запомнился.
Яркая стервозная Марго. В другом составе домоправительницу Ми Тци играет Анастасия Колпикова, так очень трудно её представить.
Фееричный экстремальный Тимур. Просто цирюльник-душка Шу Фу!
Открылся с другой стороны Дмитрий Высоцкий. Как Мастера я его вообще не восприняла. А как Водонос он бесподобен.
Та же история с Михаилом Лукиным. Воланд, на мой взгляд, он так себе. Скучноват. А здесь - просто музыкант. Но приковывающий внимание, запоминающийся. Чем объяснить сей феномен - не знаю.
Другой музыкант Анатолий Васильев - легенда театра. Испытываю благоговейный восторг по отношению к тем людям, которые стояли на одной сцене с Высоцким. А он еще тогда был тем самым музыкантом. Более того, музыка - его.
Музыка
Можете представить фильм или спектакль с Высоцким без музыки? Да, конечно, "Карьера Димы Горина" или "Стряпуха". Или то же "Место встречи...". При желании вспомнить можно. Но тот же "Хозян тайги" или "Интервенция" в первую очередь вспоминаются по песням.
"Добрый человек из Сезуана" наполнен песнями, и кроме того, музыка часто звучит фоном, создавая настрой и придавая смысл сценам спектакля.
Тексты песен не теряют, к сожалению, с течением времени, острой социальной направленности. Полвека прошло с момента постановки пьесы в Таганке, век почти прошел с момента написания текстов, а поди ж ты!
Шагают бараны в ряд,
Бьют барабаны,
Кожу для них дают
Сами бараны.
или
Мы уже не в силах больше ждать.
Потому-то и должны нам дать,
Людям тяжкого труда
День Святого Никогда -
День, когда мы будем отдыхать.
Постановка
Постановка оригинальная, любимовская.
С "Доброго человека" началась Таганка. И несмотря на то, что многих актёров тогдашних нет сейчас, дух Любимова ощущается, тщательно, трепетно сохраняется.
Минималистичность реквизита и простота костюмов. Упор - на актерскую игру. Каждый персонаж - свой характер.
Портрет Бертольда Брехта и некоторые декорации, кажется, сохранились с тех времён.
Впечатления
После всего сказанного говорить о впечатлениях, по-моему, лишнее.
"Добрый человек из Сезуана" зацепил. И непонятно почему, несмотря на весь трагизм поставленной проблемы и заданных вопросов, смотреть его было легко и приятно. Наверное, это и есть МАСТЕРСТВО ТАГАНКИ.