"Венецианские близнецы" - отзыв о спектакле Театра на Таганке
И снова мы в Театре на Таганке! Смотрим комедию "Венецианские близнецы". Трудно, очень трудно было представить, что нас ждет - ведь до этого мы ходили на вещи скорее серьезные, чем развлекательные - "Калека из Инишмана" , "Мастер и Маргарита" , "Добрый человек из Сезуана" , "Владимир Высоцкий" . Предполагалось, что если актеры и юморят, то тоже весьма серьезно. Как они "ломают комедию"? Давайте посмотрим.
"Венецианские близнецы". Сюжет
Он не нов. Принц и нищий, Оля и Яло, Зита и Гита, Том и Томас, братья Кроликовы... Примеров не счесть.
Братья разлучены в детстве. Росли в разных семьях, разной социальной среде. Создается такая ситуация, когда они оказываются в одном месте. А дальше всё зависит от таланта автора - насколько интересными и захватывающими будут ситуации и комичными сцены и диалоги.
Да, и раз это комедия итальянская, никак не возможно обойтись без любовных хитросплетений и коварных интриг. Возможно, не только от автора всё зависит - можно испортить картину или искусственностью, или переигрыванием, или безликостью, и хорошие актёры, бывает, грешат этим.
"Венецианские близнецы". Актёры
Некоторых актеров видела впервые. Мне показалось, я должна к ним привыкнуть. Странное ощущение... Но Сергей Цымбаленко и Игорь Пехович показались мне чужими. Арлекин в исполнении Сергея Цымбаленко у меня в мозгу настойчиво подменялся Райкинским Труффальдино, к примеру. И Бригеллой в исполнении Пеховича не очень прониклась.
Юлия Стожарова. Тоже восприняла ее просто как честно и качественно отработавшую спектакль актрису.
Но подавляющее большинство исполнителей - наши старые знакомцы. В отличие от первых, душа с радостью откликалась на их игру. Было интересно увидеть их в другом амплуа. И порадоваться, что в любом амплуа они хороши.
Михаил Лукин, Никита Лучинский, Эрвин Гааз, Игорь Ларин настолько органичны в исполнении своих ролей, что и сказать особо нечего.
Марфа Кольцова здесь показалась менее интересной, чем в "Добром человеке", там она потрясла метафоричностью, необыкновенностью и правдивостью, но смотришь на нее ТЕМИ глазами, и чувствуешь изюминку в обычности Беатриче, просто возлюбленной главного героя.
Сергей Ушаков исполняет роль доктора - ну, доктор - и доктор, но чувствуешь в нем персонажей прошлых спектаклей, и очаровываешься им.
Полина Нечитайло - настоящая Коломбина - яркая, экспрессивная, хамоватая - истинная служанка, гнобящая хозяйку. Запоминающийся образ.
Константин Любимов в роли Лелио просто хорош. Мечи, шпаги, изящные падения хорошо сбитого тела - очень идет ему эта роль.
Филипп Котов. Почему-то в роли Иешуа он меня подрасстроил, может, было его просто жалко. Хотя "калеку" жалко не было. Здесь же его Флориндо блистал.
Дмитрий Высоцкий в роли близнецов вот просто потряс. Непередаваемая способность к перевоплощению! Даже слышала после спектакля, как девочка жаловалась маме, что весь спектакль она думала, что играют два актера. Вот это мастерство! Мне думается, что больше всего я буду любить Дмитрия Высоцкого в этой роли. Он восхитителен, без прикрас!
Что было необычного и что запомнилось
Смерть главного героя. До последнего не верила, что он погибнет. Ведь у остальных перечисленных пар близнецов финал был благополучен. А этот - умирал долго и жалостливо.
Актеры играли, даже когда не играли. То есть в центре внимания, допустим, определенная сцена, и на задействованных в ней устремлены все взоры. Но те, кто не участвует в этой определенной сцене, не замирают истуканами, а ЖИВУТ. И притягивают боковое зрение, и ты заглядываешься на них - так органичны и естественны они в своем безмолвии и в своих ничего не значащих движениях. Жест, мимика, изменение позы - "каждое лыко в строку".
Интерактив доставил необычайное удовольствие и удовлетворение. Глупо сравнивать, но я чувствовала себя ребёнком на новогоднем представлении: "А вы не видели, куда он ушел?" - задаёт вопрос один из персонажей. "Видели, туда", - активно проявляют соучастие зрители. Или в напряженной сцене особо впечатлительные дамочки начинают попискивать: "Не пей, вино отравлено!" И ведь актёр подыгрывает им, и наступает неловкая, но забавная пауза - его же предупредили, но по сюжету надо выпить. Напряжённость разряжает мужское раздавшееся из зала истомившееся "пей до дна!" - настоящий выход из патовой ситуации.
А артистичный "Серж", обнаруженный в зале, ювелирно и отзывчиво подыгрывающий актерам! Его даже вызвали на поклоны.
Таганка не была бы Таганкой, если бы в спектакле не прозвучали отсылки к современности. Самая изящная - при чтении обрывка письма: "тааа-а-к, адрес: Верона, Земляной вал, 76/21..." Ну разве не прелесть?!
Это не было необычным. Опять тупые людишки не выключали мобильники. "Уж сколько раз твердили миру..." И даже реакция актёров не была необычной - строгий взгляд в сторону нарушителя, обидчивое "я к вам больше не приду..." Уже не испытываю раздражения по отношению к таким равнодушным зрителям, но досаду от их бестолковости - каждый раз. По мне, так их надо просто выводить из зала.
"Венецианские близнецы". Послевкусие
Идя домой, мы вспоминали сценки и диалоги. Всю дорогу невольно похихикивали. Не знаю, как у вас, а у меня, когда удается в театре отдохнуть душой, раскрыться эмоционально в ответ на эмоциональность актеров - у меня в груди как будто пузырики от шампанского искрятся и лопаются. Очень приятное чувство! Так вот, ЭТО было!
Прелестный, замечательный, веселый спектакль! Рада открыть Таганку ещё с одной стороны. Осталось сходить на ужастики вроде "Суини Тодда" и "Вия". Поживём - увидим... Занавес!